Информационный портал

Тайна «Ерке сылқым»

Перед Домом культуры Шуского района ни разу не проводился траурный митинг. Обычно, когда люди посещают Дом культуры, они получают положительные эмоции. Но на этот раз все было иначе. В тот день общественность провожала в последний путь нашего выдающегося земляка Абдимомына Желдибаева. Лица людей, прибывших отовсюду, были печальны и напряжены.
На траурном митинге выступил аким Жамбылской области Ербол Карашукеев, который зачитал телеграмму-соболезнование семье Желдибаевых от Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелулы Токаева. Глава государства отметил, что безвременная кончина выдающегося композитора-кюйшы стала для него шоком. Он выразил соболезнования семье и близким покойного.
После этого глава области, а также представители творческой интеллигенции с теплым чувством вспоминали этого человека, прославившего казахское национальное искусство во всем мире. Это показало, что Абдимомын Желдибаев, который при жизни был настоящим патриотом своей страны и уважаемым человеком, даже после смерти оставался величественным и почитаемым. Проведя на сцене более 60 лет своей сознательной жизни, он оставил богатое музыкальное наследие, обогатившего наш духовный мир.
Абекен родился в селе Коктобе Шуского района. Его отец Желдибай и мать Кульжамила были простыми крестьянами. У них была дочь и четыре сына. Старшая дочь Маржан и старший сына Сагат умерли еще в советское время. Его средний брат Макат тоже умер, работая учителем. Абдимомын – четвертый ребенок в этой семье. Младшему брату Абдибаю, проживающему в отчем доме, сегодня уже 84 года.
Следует отметить, что отец Желдибая Толенди в свое время был бием. Он умел справедливо решать споры среди людей. Может быть, поэтому члены семьи Толенди до сих пор уважаемы как потомки бия.
Стоит отметить, что они происходят из рода Сикым, ведущего начало от старшего сына нашего предка Дулата. В детстве Абекен, изображая со скалкой игру на домбре, часто пел песню «Қарағанды қарсақпайда біздің күш». То есть, национальное искусство было Абдимомыну близким с самого детства. Переступив порог начальной школы, желание играть на домбре возрастает. Однажды он увидел жившего по соседству с ними старца, ветерана Великой Отечественной войны по имени Идырыс, играющего на домбре. Мальчик подбежал к старику, сидевшему в тени карагача, и поприветствовал его.
— Дедушка, я тоже хочу играть на домбре…
— Если хочешь, то я научу.
— Я приду после уроков. Пожалуйста, научите меня.
— Хорошо, дорогой. Если ты научишься играть на казахской домбре, то не пропадешь…
В тот день радость Абдимомына была безмерной. Он с радостью рассказал отцу и матери, что научится игре на домбре у деда Идырыса, чему они весьма обрадовались., хоте думали, что это желание у сына скоро пройдет. Однако Абекен не отступил. Он выпросил у старика домбру, сделанную им самим, и почти никогда не выпускал ее из рук. Таким образом, он продолжал с энтузиазмом учиться играть на домбре.
После окончания средней школы он был призван в Советскую армию и с честью исполнил свой воинский долг. По возвращении из армии он учился в культурно-просветительском училище в городе Жамбыле,затем — в консерватории имени Курмангазы в городе Алматы, где обучался на отделении домбры. Абекен открыто признавался, что он не очень хорошо владеет этим инструментом. Он пояснял, что причина этого в том, что он в армии он постоянно подтягивался на турнике, поднимал гири. А это отрицательно сказывается на способности в совершенстве владеть этим инструментом. Большинство профессиональных домбристов, вероятно, слишком поздно понимали, что этого делать нельзя.
Еще будучи студентом, он мечтал сочинять мелодии, а не виртуозно играть на домбре, хотел быть похожим на Курмангазы, Таттимбета, Казангапа, Дину, Дайрабая и многих других, кто остался в памяти казахов. Трудно найти человека, который не интересовался бы и не уважал бы кого-либо из этих знаменитых композиторов. Абекен сочинил кюй о Таттимбете, представив его на суд однокурсников. Всем очень понравилось, стали хвалить. Некоторые спросили, кто автор мелодии. Молодой композитор держит это в тайне и никому ничего не рассказывает. Автор будет обнародован только после того, как Абекен уже возмужает. Многие его сокурсники до сих пор восхищаются скромностью Абекена. Таким образом, кюй «Таттимбет» будет исполнен и дойдет до зрителей.
В 1964 году приказом начальника областного управления культуры Абекен был назначен директором Шуского районного Дома культуры. Новый руководитель стал знакомиться с жизнью этого учреждения. Как оказалось, профессионалов здесь почти не было, музыкальных инструментов тоже было мало. Однако Абекен – не тот человек, который останавливается на полпути. Он забил тревогу, что, если руководством района не будут выделены дополнительные средства, сфера культуры придет в упадок. Он отобрал молодых людей из числа старшеклассников, имеющих склонность к искусству. Всего себя он отдавал работе в Доме культуры, буквально заново сооружая его фундамент. Сначала сформировался кружок молодых домбристов, а затем появился ансамбль «Шу еркесі». Со временем состав этого ансамбля пополнялся и оснащался новыми музыкальными инструментами, достигнув уровня оркестра национальных инструментов «Шу еркесі».
Под руководством Абекена этот оркестр был приглашен на казахстанские и кыргызские телеканалы. В то время основой для активизации работы Дома культуры также послужила деятельность автоклуба. Артисты районного Дома культуры гастролировали по аулам и полям и выступали в любое время года. Это просто только на словах. Представьте, сколько неудобств испытывали артисты, трясясь на пыльным дорогам Шуского района.
Наши артисты неоднократно побеждали в региональных и республиканских конкурсах. Наряду с рациональной организацией коллективной работы Абекен уделял внимание и творческой работе. Ярким доказательством этому является то, что он стал автором кюя «Ыдырыстың шерпесі», посвященного старику Ыдырысу, научившему когда-то Абекена игре на домбре. Самое приятное, что первую версию автор кюя исполнил перед своим учителем. Старик, не ожидавший такого подарка, покачал головой и сказал: «Мой дорогой Абдимомын, у моего друга Желдибая, у которого есть такой сын, как ты, наверное, больше не о чем мечтать?!» воскликнул он. В этот момент сожаление за старика, не имевшего собственных сыновей, затронуло сердце молодого композитора.
Абекен очень любил Караулбека Казиева и Алдихана Калдыбаева, которые были ему как младшие братья. Оба они стали известными писателями. Например, хотя Караулбек проживал в Шымкенте, а Алдихан — в Таразе, они часто встречались и были так привязаны друг к другу, что между ними не осталось никаких секретов. Те, кто был свидетелем дружбы этих трех личностей, завидовали им.
То, что судьба у всех разная, предопределено самой жизнью. Жизнь Караулбека внезапно оборвалась, когда ему было около сорока лет. Печальные дни, проведенные в трауре и тоске по другу, оказали на Абекена удручающее влияние. Еще вчера его брат, как обычно, улыбался и был весел, а сегодня его уже нет. Поскольку Караулбек был очень талантливым писателем, он регулярно участвовал в республиканских литературных конкурсах. Он дал себе прозвище «Бозжигит». Абекен в этой связи сочинил кюй под названием «Бозжигит».
У Абдимомына Желдыбаева было немало прекрасных мелодий и кюев. Я не собираюсь все из них анализировать. Однако хотелось бы обратить особое внимание на кюй «Ерке сылкым». Это произведение родилось в 1973 году. С тех пор, хотя и прошло более полувека, исполнение вышеназванного положения, кажется, приносит радость каждому казаху. «Ерке сылкым» регулярно исполняют национальные оркестры районов, областей и крупных городов нашей страны.
Почетный гражданин Жамбылской области, классик детской литературы Алдихан Калдыбаев отмечал: «Абекен сумел через произведение «Ерке сылкым» показать естественную природу казашек, их прекрасную внешность, изящную красоту. Народный артист Казахстана Кадыр Жетписбаев считал: «Абдимомын Желдибаев своим творчеством духовно покорил полмира». Почетный гражданин Жамбылской области, популярный писатель-драматург Елен Алимжан говорил: «Кюй композитора Абдимомына Желдыбаева «Ерке сылкым» пересекла океан и показала славу казахского народа всему миру». Депутат Мажилиса Парламента РК двух созывов, общественный деятель Кожахан Жабагиев как-то позвонил Абекену и рассказал: «Когда летишь за границу в служебную командировку, и когда возвращаешься, в самолете постоянно транслируют ваш кюй «Ерке сылкым». Нас это очень воодушевляет». Этим положительные оценки и добрые пожелания не ограничиваются. Скажем так, последовательные, аргументированные, авторитетные отзывы будут только множиться.
Мне всегда хотелось узнать, кому посвящен кюй «Ерке сылкым», тронувшая сердца любителей искусства и восхитившая всех слушателей. Мой дядя-композитор немного подумал и сказал: «Племянник, зачем тебе это знать? Даже если я назову его имя, ты ее все равно не знаешь. Эта женщина живет далеко. Она была красавицей с длинными каштановыми волосами, ясным лбом, ярким лицом и интересными манерами. Я был в нее влюблен. Хоть я и был женат, я не мог забыть эту девушку. Будучи творческим человеком, я просыпаюсь в любое время ночи. В такие моменты я люблю гулять по берегу реки Шу. Свежий воздух по утрам бодрит. Даже тогда мне чудится та красавица, которую я кода-то встретил, и мне кажется, будто она машет мне рукой. Я фантазирую, что тоскующая красавица пришла искать меня. Однако призрак исчезает в одно мгновение. Для вас это звучит неправдоподобно, тем не менее я потратил около 20 лет, пытаясь написать этот кюй». Говоря это, мой нагашы страстно затянулся сигаретой и молвил: «Персонаж «Ерке сылкым» стал для многих загадкой. Пусть так будет и дальше. Давайте поставим точку в этой теме». После этого мы больше никогда не возвращались к этому разговору. Тайну кюя «Ерке сылкым» он забрал вместе с собой, не раскрывая, кому он посвящался…
Накануне 20-летия Независимости страны состоялось большое культурное мероприятие, посвященное 80-летию создания Шуского района и 50-летия города Шу. По этому случаю по инициативе руководителей района было установлено несколько памятников, получивших название полевого музея. Среди них — в честь бессмертного кюя Абдимомына Желдыбаева «Ерке сылкым» перед автовокзалом города Шу была торжественно установлена одноименная скульптура. Это событие произошло осенью 2010 года. Также в честь кюя «Ерке сылкым» по заказу автора создала танец руководительница танцевального кружка Шуского районного Дома культуры Ажар Ержанова.
Однажды мне позвонил Абдимомын Желдибаев и сказал:
— Господин редактор, вы слышали о приезде народного артиста Казахстана, певца, композитора Ескендира Хасангалиева?
— Дядя, что я могу от тебя скрыть? Я не получал такого сообщения.
— Редактор должен первым знать об этой новости, какой же ты редактор?
— Итак, какое задание вы бы хотели дать?
Недолго думая, мы вместе с Абекеном направились в гостиницу «Шу өңірі» в городе Шу. Нас встретил улыбчивый старик Ескендир с женой и сыном Биржаном. Для дорогих гостей был накрыт щедрый дастархан. В середине выступления Ескендир ата отметил, что по инициативе партии «Нур Отан» был запущен специальный поезд, и что медицинские работники в нем оказывают услуги жителям сел. Наш гость рассказал: «Человек устает от того, что он много ездит в поезде и его ноги не касаются земли. Мы решили остановиться в этом отеле всей семьей и провести там хотя бы 2-3 часа», — объяснил свою ситуацию он. После этого старец Ескендир взял руку Абекена и сказал: «Я был во всех уголках Казахстана. Я видел памятники, посвященные кюйшы. А о памятнике, посвященном кюю, я услышал, когда приехал в Шу. Абеке, поздравляю вас с этим событием. Памятник, посвященный вашему кюю «Ерке сылкым», я хотел бы назвать памятником, посвященным произведениям всех кюйшы», — выразил он свое внутреннее волнение.
Увидев своими глазами и почувствовав сердцем духовную связь этих двух людей, я тоже взволновался. Если бы дядя мне не сказал, кто знает, увидел бы я такую волнующую встречу?!
Если духовное наследие Абдимомына Желдыбаева, подарившего родному народу более 70 произведений, впитывается подрастающим поколением, то это благословение. Более 20 его мелодий вошли в репертуар национального оркестра имени Курмангазы. В частности, любителям искусства особенно запомнились «Бәйдібектің жайлауы», «Төле би толғауы», «Тұран елі», «Жетісу сазы» и многие другие былины и поэмы. Прекрасные песни авторства А.Желдибаева исполняли такие известные певцы, как Нургали Нусипжанов, Кулимхан Онтаева, Асылхан Шуйреков, Сауле Желдибаева, Жанат Досжанова.
После того, как кюй «Ерке сылкым» получил широкое распространение, сверстники дали Абекену прозвище «Ерке сикым» Фразы «Ерке сылкым» и «Ерке сикым» для местных жителей стали подобны лозунгам. Вскоре Абекен познакомился с великими людьми, ставшими гордостью нации. Народный артист СССР Нургиса Тилендиев посетил Москву с оркестром «Отырар Сазы» и дал великолепное выступление. На обратном пути наш знаменитый дирижер посетил наш район. В то время мы были поражены, увидев истинное взаимоуважение двух одарённых людей.
Следует также отметить, что Абдимомын Желдибайулы взял за традицию давать творческие концерты перед любителями искусства в городах Астана, Алматы, Шымкент и Тараз. Руководители арт-центров не только восхищались творчеством музыканта-композитора, но и приглашали его на ответственные должности. Однако Абекен не ответил согласием ни на одно из этих приглашений, ведь он был истинным сыном родного аула, где он родился и вырос, где прошла вся его сознательная жизнь. Особенно радушно его принимали журналист Аргынбай Бекбосынов и поэт Жаксылык Сатибеков, родившиеся в один год с Абекеном, то есть в 1937 году. Композитор был встречен друзьями, перед ними был накрыт дастархан. Трое друзей, которые остались здесь на один день и одну ночь, вспоминали, что 1937 год был ужасным годом и глубоко отразился на истории и судьбе страны. Подобные посиделки регулярно проводились в родном доме Абекена. Добрым и счастливым людям приятно быть вместе.
Абекен (Абдимомын Желдыбаев), упорно трудившийся на пути большого искусства и расправивший крылья своей творческой деятельности, был удостоен высоких государственных наград. В частности, он награжден орденами «Курмет», «Парасат» и «Достык», получил звания «Заслуженный деятель Республики Казахстан», «Заслуженный профессор Национальной академии искусств Казахстана». Какой бы высокий титул он ни получал, он сохранял скромность и простоту. Конечно, он был доволен своим статусом. Но он избегал обязывать кого-либо.
Иногда не верится, что рок остановил биение сердца такого выдающегося человека. Мы всегда будем помнить Абекена, скучать по нему, ведь еще вчера он рассказывал нам смешные анекдоты и истории, которых нам так не будет хватать…
Ахметжан КОСАХОВ, ветеран-журналист, Заслуженный деятель Казахстана.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.