ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ ИНТЕРНАТА
Вспоминая свое детство, посвящаю этот материал 100-летию Намета Базылова, который был директором нашего интерната.
В 1958–1959 учебном году я перевелся из 5-го класса в 6-й в семилетнюю школу, находившуюся в колхозе Амангелды, и носившую имя народного героя Амангелды Иманова. В последующие четверти классный руководитель Несипбала апай сообщила, что в Новотроицке откроется новый интернат, в который примут детей отцов или матерей, погибших на войне, и детей пастухов. Мой отец был передовым пастухом колхоза и умер в марте 1953 года. Я мог бы попасть в этот интернат, но мама не согласилась. Она говорила, что не захочет, чтобы о нас начали говорить, мол, «не может накормить своего ребенка, отдала в детдом». Но позднее, когда к нам пришли учителя, мама согласилась. Так что вместе я, Рысбай (Көшкін), с Женисом, Сериком, Досымбеком и Амангелды, Рысбаем, поехали в интернат.
Когда мы приехали, там было два больших здания. Вокруг не было много домов, а ограды не было вообще. Нам выдали новую одежду — школьную форму и повседневную одежду. Каждый получил новое личное место для сна. Мы были так счастливы, ведь до этого не видели такого. 1 сентября нас всех выстроили на улице. К нам вышел крепкий мужчина с темными волосами, который поздравил нас с приездом и с началом учебного года. Позже мы узнали, что это был директор интерната Намет Базылов. Первый месяц, пока не была готова столовая интерната, мы питались в столовой РТС.
Вокруг интерната было много строительных отходов. После уроков, Намет ағай с учителями, воспитателями и старшими детьми начали наводить порядок на территории. Мы сажали деревья. Намет ағай за каждым из нас прикрепил по одному дереву и поручил нам ухаживать за ним, поливать и рыхлить землю. Сейчас на территории школы растут те самые деревья. Воспитателем для мальчиков был Алишев Шахан ағай, у которого всегда было сияющее лицо.
Однажды после уроков Шахан ағай сказал нам взять штаны и галстуки, и выйти на улицу. На улице мы увидели два костра, вокруг которых стояли столы с накрытыми одеялами, а на них — утюги. Намет ағай взял один утюг и начал растапливать угли. Он подошел к одному из нас, снял с него штаны и начал утюжить их влажной тканью, так же как и наши галстуки. Другой воспитатель забрал утюг, и все остальные дети стали утюжить свою одежду. Позже мы научились сами правильно ухаживать за своей одеждой, а Намет ағай показал, как стирать и перешивать воротники. Мы уже не прятали штаны под матрас, как это делали раньше. Интернат был семилетним, и когда мы закончили школу, мы стали старшими в интернате, неся всю ответственность на своих плечах.
Мы вставали с горном, шли на завтрак и ложились спать в 10 вечера. В интернате нам давали четыре раза в день еду, раз в неделю мы ходили в баню. Каждую осень, зиму и весну нам выдавали новую одежду. Намет ағай сам проверял, как мы ее носим, и если что-то нам не нравилось, он позволял нам обменять вещи.
В этом году в наш интернат пришли молодые преподаватели с высшим образованием. Среди них были Сейтказы Сариев с женой Дарией Берденовой, Ермахан Костутинов с женой Марией Айтжановой, Турғынбек Сыдыков с женой Асемкуль Мырзахановой. Мы многому научились у этих замечательных учителей. Художественным руководителем интерната был Серик Аденов, чье усердие было огромным.
Однажды Намет ағай привел в наш класс русского преподавателя и сказал, что он будет обучать нас игре на духовых инструментах. Мы с интересом учились и быстро освоили ноты. В течение двух месяцев мы выучили два военных марша и вальс. 7 ноября, в день праздника, мы с оркестром и с маршем шли по улице. Зрители аплодировали, а в конце парада Намет ағай повел нас в парк, где мы танцевали вальс. Люди были в восторге, а мы гордились тем, что стали первыми, кто исполнил «Кара жорға» и другие танцы в нашем районе.
Мы также участвовали в футбольных и волейбольных командах, и наши достижения были заметными. Позже оркестр начали вести Амантай и Култай. Традиция продолжалась до конца нашей учебы в интернате. Также, музыканты оркестра были приглашены в домбыровый оркестр. Мы освоили такие произведения, как «Би» и «Балбырауын». Затем в интернат пришла преподаватель по танцам, и мы начали учить народные танцы. Тот первый танец, который мы выучили, — «Кара жорға», был восторженно встречен зрителями на концерте.
Когда интернат стал восьмилетним, в 1962 году мы попрощались с ним. Мы сформировались как личности, благодаря доброму воспитанию и качественным знаниям, полученным в этом интернате. Мы благодарим всех учителей, воспитателей и Намет ағай за все, что они для нас сделали. Сейчас многих из них нет с нами, но мы молимся за их души и благодарим их за все. Пусть их потомки будут здоровы и счастливы и пусть его близким Аллах дарует долгую жизнь.
Рысбай РАЙСОВ, председатель совета ветеранов сельского Алгинского округа.