ПРАВО НА БЕЗОПАСНОСТЬ
Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей (WorldConsumerRightsDay), или Всемирный день защиты прав потребителей, проведение которого решением ООН приурочено к годовщине выступления президента США Джона Ф. Кеннеди в Конгрессе в 1962 году, где он сказал «Потребители, по определению, это все мы. Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». В докладе Д.Кеннеди были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на выбор, право на информацию и право быть услышанными.
Кроме вышеперечисленных прав Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей», принятый в 2010 году устанавливает права потребителей на обмен или возврат товаров как надлежащего, так и ненадлежащего качества, на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и имуществу в следствии недостатков товара, на возмещение морального вреда, на государственную и общественную защиту потребительских прав, а также определяет механизм реализации этих прав.
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций — ConsumersInternational (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей. В 2025 году он проходит под девизом – «Справедливый переход к устойчивому образу жизни».
Устойчивый образ жизни – это подход, который сосредоточен на осознанном потреблении, стремлении к минимизации ухудшения состояния окружающей среды вследствие потребления человеком продуктов и ресурсов, вместе с тем не ущемляющий основных потребностей человека, а призванный расширить права и возможности потребителей.
Важным фактором перехода к устойчивому образу жизни является доступный выбор экологически чистых и полезных для здоровья товаров, и услуг, а также эффективное и рациональное использование ресурсов, которое не наносит вред окружающему миру.
Каждый человек, соблюдая простые советы выбора и потребления товаров и услуг, также может повлиять на минимизацию негативных последствий, влияющих на окружающую среду.
Можно выделить основные принципы разумного потребления:
1. Сознательность: выбирая товары, потребитель должен знать о том, как производится товар, как производство и сам товар во время использования и после его утилизации влияет на окружающую среду.
2. Минимализм: отказ от избыточного потребления и стремление к простоте. Чем меньше необходимо товаров и услуг для удовлетворения потребностей человеку и чем проще их состав (чем меньше составных частей), тем меньше товаров производится и тем меньше оказывается негативного влияния на окружающую среду.
3. Экологическая устойчивость: необходимо выбирать товары и услуги, которые наносят наименьший экологический вред, или вообще не наносят вреда, а именно покупать товары с экологическими сертификатами, уменьшать использование одноразовых изделий.
4. Социальная ответственность: разумный выбор и потребление товаров также включает в себя учет социальных аспектов производства и потребления товаров. Это означает, что стоит отдать предпочтение компаниям и организациям, которые следуют этичным стандартам производства, обеспечивают достойные и комфортные условия труда и справедливую оплату труда своих работников.
5. Локальное потребление: при выборе товаров предпочтение стоит отдать местным товарам и услугам, т.к. помимо поддержания местного производителя это также способствует уменьшению времени и расстояния транспортировки товара от производителя к потребителю, что приводит к снижению количества вредных выбросов от транспорта.
Исходя из вышеуказанных принципов, можно выделить несколько рекомендаций для перехода к устойчивому образу жизни:
— необходимо отдавать предпочтение товарам, которые можно использовать повторно, а также переработать после того, как товар уже невозможно использовать по назначению. Например, вместо одноразового пластикового стаканчика использовать керамическую кружку, или бумажный стаканчик, который легче переработать.
— использовать энергоэффективные электроприборы. Например, светодиодные лампы вместо ламп накаливания, а также технику с более высоким классом энергоэффективности, где «A +++» — низкое потребление электроэнергии, а «G» — высокое потребление. Предпочтение лучше отдать технике с классом энергоэффективности не ниже уровня «А».
— стараться уменьшить расход воды и своевременно устранять протечки, выключать воду, когда она не используется. Использовать оборудование и приборы с низким расходом воды. Кроме того, в частном доме или в саду можно собирать дождевую воду и использовать её для хозяйственных нужд.
— вместо личного автомобиля больше использовать общественный транспорт, выбирая экологически чистые виды транспорта, например, трамвай, троллейбус или автобус на газовом топливе. А при использовании личного автомобиля стараться использовать его совместно с другими людьми, например, подвозить соседей или коллег. При покупке нового автомобиля лучше отдать предпочтение электрическому или гибридному автомобилю. Самое лучшее использовать транспорт без двигателя – велосипед, самокат и/или др., или ходить пешком.
— превратить свое жилье в энергоэффективное, а именно загерметизировать зазоры в стенах/окнах и сделать термоизоляцию, что приведет к наиболее эффективному нагреванию жилья зимой и охлаждению летом и как следствие снижению расхода ресурсов. Используйте интеллектуальный термостат, позволяющий автоматически регулировать температуру дома в зависимости от температуры окружающей среды. Можно установить солнечные панели или другие альтернативные способы получения электроэнергии.
Принятие устойчивого образа жизни дает возможность каждому человеку положительно повлиять на охрану окружающей среды, а также на минимизацию негативных последствий на окружающую среду.
Разумное потребление товаров и услуг способствует сокращению использования природных ресурсов, снижению количества отходов, что не только помогает сохранить окружающую среду, но также, что не маловажно, сократить свои денежные расходы.
Департамент торговли и защиты прав потребителей Жамбылской области доводит до сведения потребителей, что рассматривает обращения потребителей, поступающие через системы: E-tutynushy, E-otinish, E-gov, Telegrambot и другие способы связи.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей Вы сможете получить по телефону: 8-7262-54-21-69.
Т.Федосова, главный специалист Департамента торговли и защиты прав
потребителей Жамбылской области.