Информационный портал

Религиозному экстремизму — заслон

Республика Казахстан позиционирует себя как светское государство, в котором вот уже на протяжении 30 лет в мире и согласии проживают представители различных этносов и конфессией. Однако на этом фоне белыми пятнами в новейшей истории Казахстана всплывают события, связанные с проявлениями религиозного экстремизма и терроризма.
Так, 31 октября в городе Атырау были зафиксированы два взрыва, при одном из них погиб подрывник – 24-летний Бауржан Султангалиев. Указанные события впервые в новейшей истории Казахстана были квалифицированы как террористический акт. К сожалению как показало следующее десятилетие, это был не последний теракт в нашей стране.
О проблеме терроризма и его проявлениях в РК мы поговорили с религиоведом, руководителем отдела столичного Центра изучения религий Бексултаном Абдулловым.
— Бексултан Туреханович, в чем заключается опасность современного терроризма?
— Раскрытие сути опасности современного терроризма целесообразно начать с определения самого понятия «терроризм». Данный термин происходит от латинского слова «terror» — страх, ужас. Понятие «террор», по мнению историков, возникло во времена Французской буржуазной революции.
В настоящее время существует достаточно много дефиниций терроризма, однако следует обратить внимание на определение терроризма, данное в законе РК от 13 июля 1999 года «О противодействии терроризму», согласно которому, терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения государственными органами, органами местного самоуправления или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству.
Кроме того, важно подчеркнуть, что жертвы терроризма не являются целью терактов. Они не цель, а лишь средство. Опасность терроризма чрезвычайно высока, ибо он не просто отражает культ насилия, но и способствует его развитию, формирует и усиливает в обществе чувство страха, обесценивает человеческую жизнь, приводит к возможному свертыванию государственных гарантий свободы личности. Таким образом, мы приходим к мысли что терроризм — это преступление, всегда умышленное. При этом умысел террориста отличается от умысла людей, совершающих убийство, разбой, грабеж и т.п. Если, например, в случае убийства или грабежа имеются две стороны — преступник и жертва, то в акте терроризма есть и третья — органы власти или общественность, к которым апеллирует террористическая организация или террорист.
Жертва террористов может и не интересовать. Их действия направлены на достижение своих целей посредством привлечения общественного внимания, запугивания населения и представителей органов власти. При этом проявляется безразличие к жертвам, что ведет к особой жестокости, массовой гибели невинных людей.
— Можете рассказать о террористических актах, совершенных в нашей стране?
— С началом прошлого десятилетия, в Казахстане начали активизироваться экстремистские и террористические ячейки, которые приступили к новой фазе конфронтации с государством путем совершения террористических актов. Первым событием впервые в новейшей истории Казахстана подчеркиваю квалифицированным, как террористический акт, были взрывы около областного акимата и прокуратуры города Атырау в октябре 2011 года. Ответственность за взрывы в Атырау взяла на себя группировка «Солдаты халифата». На тот период, группировка выступила против нового закона о религии, принятого 11 октябре 2011 года, который, по их мнению, якобы притесняет мусульман в Казахстане, ограничивает их в правах и т.д. Серия терактов 2011, 2012 гг. разрушающей волной прошедшая по нашей стране вынудила задуматься и принять значительные меры для предупреждения проявлений религиозного экстремизма и терроризма. В результате чего последовало затишье, которое было омрачено терактами 2016 г. в Актобе и Алматы.
В результате, самого громкого террористического акта произошедшего в Актобе 5 июня 2016 года погибли семь человек, из них трое военнослужащих и четверо гражданских. В ходе антитеррористической операции 18 экстремистов были уничтожены, 9 задержаны. Поводом послужило разосланное одним из лидеров ДАИШ (запрещенная в Казахстане террористическая организация) Абу Мухаммадом аль-Аднани накануне священного месяца Рамазан послание, с призывом провести активные насильственные действия в период священного месяца Рамазан. Необходимо отметить, что сам факт обращение в такой важный для верующих мусульман священный период показывает всю «безбожность» этой группировки.
— Какие меры принимаются в Казахстане для борьбы с проявлениями религиозного экстремизма и терроризма?
— Противодействие и профилактика религиозного экстремизма и терроризма заявлены в Казахстане как одно из приоритетных направлений государственной политики. Совершенствуется законодательная база, принимается множество государственных программ, создаются всевозможные государственные и общественные органы, уполномоченные решать эти вопросы. К примеру, Казахстан стал членом Интерпола 4 ноября 1992 года. В рамках этой организации КНБ сотрудничает со спецслужбами США, ФРГ, Франции и Великобритании в области противодействия международным террористическим организациям. В декабре 2003 года в стране создан Антитеррористический центр для более эффективной работы всех силовых структур в борьбе с проявлениями терроризма и религиозного экстремизма. На международной арене Казахстан с первых дней независимости является активным участником борьбы с международным терроризмом. Эффективным является сотрудничество Казахстана в рамках организаций ШОС, ОДКБ, СВМДА, ОБСЕ и ООН. Проведенный по инициативе Казахстана в июне 2002 года первый саммит СВМДА принял итоговый документ — Алматинский акт, в котором были обозначены важнейшие принципы противодействия терроризму. Было подчеркнуто, что борьба с терроризмом должна стать по своему характеру и уровню глобальной, всесторонней и последовательной, а не избирательной и дискриминационной.
Казахстан неукоснительно выполняет требования Резолюции Совета Безопасности ООН и ежегодно представляет Национальный доклад о проделанной работе в Контртеррористический комитет ООН. Также принимает активное участие в деятельности Международной контртеррористической коалиции.
— В нашем обществе, можно сказать сложилось некое клеще, согласно которому когда речь идет о религиозном экстремизме или терроризме, то подразумевается именно организации Исламского толка или направления, разве экстремизма нет в других конфессиях?
— К большому сожалению, такая тенденция действительно имеет место быть. Но говоря о религиозном экстремизме и терроризме, необходимо отметить, что он характерен не только для Ислама, то есть неправомерно отождествлять религиозный фанатизм только исключительно с исламским феноменом. Достаточно назвать протестантских фундаменталистов из католической ИПА, «Армии Шивы», сепаратистское движение сикхов и другие. То есть, это указывает на то, что не одна из конфессий не свободна от экстремистских течений, искажающих суть религиозного учения в выгодной для себя форме.
— Расскажите о религиозных организациях, деятельность которых запрещена на территории нашей страны как террористических и экстремистских? В первую очередь, следует отметить, что организации признаются террористическими или экстремистскими, если их уставные цели и деятельность противоречат Конституции и законам республики, а также международным договорам, участником которых является Казахстан.
На сегодняшний день в национальный перечень запрещенных в Казахстане террористических и экстремистских структур включены 22 зарубежные организации. К которым относятся: «Аль-Каида», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Исламское движение Узбекистана», «Курдский Народный конгресс», «Асбат аль-Ансар», «Братья мусульмане», «Движение Талибан», «Боз гурд», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-е Тайба», «Общество социальных реформ», Организация «Хизб-ут — Тахрир», «АУМ Синрекё», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Исламская партия Туркестана», «Джунд-аль-Халифат», РОО «Сенім. Білім. Өмір», «Таблиги джамагат», «Ат-такфир-уаль-хиджра», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ, ИГИШ), «Фрон-ан-Нусра» (Джабхат-ан-Нусра), «Йакын Инкар».
— Какой совет вы бы дали нашим читателям для ориентирования в такой сложной и личной для многих сфере как религия?
— В вопросах религии всегда нужно обращаться к профессионалам, это может быть официальное духовенство или государственные органы, занимающиеся этой сферой. К примеру, у нас в столице работает Центр изучений религий, который занимается вопросами, связанными с религией.
Связаться с нашим Центром для получения ответов на вопросы можно позвонив на номер Единого контакт центра Ikomek-109.

Р.ИСКАКОВ.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.