Защищаем свои права правильно
Мы уже писали, что в настоящее время система защиты прав потребителей состоит из трех ступеней. На первой ступени потребитель самостоятельно обращается к продавцу с письменной претензией о нарушении своих прав, продавец рассматривает претензию и в течение 10 календарных дней либо выполняет требования потребителя, либо письменно отказывается выполнить эти требования. Есть еще вариант: предприниматель не ответил на претензию потребителя в срок, установленный Законом РК «О защите прав потребителей» (далее — Закон).
Если потребитель не согласен с ответом продавца, либо ответа совсем нет, потребитель не позднее двух месяцев с момента обращения к продавцу вправе обратиться в уполномоченный орган по защите прав потребителей с заявлением о нарушении своих прав.
К заявлению нужно приложить копии обращения потребителя к продавцу и ответа продавца на обращение, а также другие документы, подтверждающие изложенные в обращении обстоятельства. Если продавец не дал ответа в установленный Законом срок нужно приложить копию обращения потребителя к продавцу и копию уведомления о получении претензии продавцом.
В заявлении потребителя должны быть указаны:
1) фамилия, имя, отчество, ИИН и почтовый адрес потребителя;
2) данные продавца, в отношении которого предъявлены требования потребителя (наименование, почтовый адрес, БИН);
3) требования потребителя и обстоятельства потребительского спора.
4)материалы, необходимые для правильного и своевременного рассмотрения заявления, включая фото-, аудио-, видеофиксацию товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и действий продавца (изготовителя, исполнителя), подтверждающие нарушение прав и законных интересов потребителя.
Отсутствие ответа на претензию потребителя является основанием для проведения внеплановой проверки предпринимателя.
По итогам рассмотрения представленных двумя сторонами документов и при выявлении нарушений прав и законных интересов потребителя:
1) продавцу (изготовителю, исполнителю) выносится предписание об устранении нарушений;
2) принимается решение о привлечении продавца (изготовителя, исполнителя) к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.
В середине марта 2025 года вступили в силу изменения в Кодекс РК «Об административных правонарушениях» (далее-Кодекс), ужесточающие ответственность за нарушения норм Закона РК «О защите прав потребителей». Так, в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 190 Кодекса неисполнение продавцом обязанностей по предоставлению письменного ответа на претензию в срок установленный Законом, а также необеспечение обмена или возврата товара надлежащего и ненадлежащего качества, влечет штраф в размере от 5 до 25 месячных расчетных показателей.
Деяние совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влечет штраф в двойном размере.
Кроме того, в соответствии со статьей 462 Кодекса об административных правонарушениях за невыполнение предписания государственного органа предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, в размере от 3-х до 200 расчетных показателей.
На первый взгляд, кажется, что выполнить все перечисленные действия сложно. На самом деле, это проще, чем, кажется, но требует некоторого времени.
Уважаемые потребители, будьте внимательны при совершении покупок и не бойтесь защищать свои права, а мы вам в этом поможем.
Департамент торговли и защиты прав потребителей Жамбылской области доводит до сведения потребителей, что рассматривает обращения потребителей, поступающие через системы: E-tutynushy, E-otinish, E-gov, Telegrambot и другие способы связи.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей Вы сможете получить по телефону: 8-7262-54-21-69.
Т.Федосова, главный специалист Департамента по защите прав потребителей
Жамбылской области.