ЯРКАЯ ВСПЫШКА ТАЛАНТА
Уроженец села Коктобе, проведший свою сознательную жизнь на пути служения искусству, актер, режиссер Ермекбай Кулажанов мог бы в этом году отметить свой 75-летний юбилей. Он мог бы вместе со своей родной страной радоваться этому светлому празднику. Увы, его жизненный путь оказался чрезвычайно коротким. Всего 34 года было отпущено ему судьбой.
Он казался человеком, рожденным для искусства от природы. Даже работая рядовым водителем в селе, он специально приезжал в очаги культуры, любил душой смотреть выступления художественных коллективов. И он не просто был любителем, а делился с горячими чувствами зрителей, с их искренним восхищением. Он мечтал стать артистом. Поскольку его сердце билось в унисон с этим чувством, он стал широко известен публике как активный участник «Народного театра» при Коктобинском сельском доме культуры.
О его рано расцветшем искусстве в свое время давали справедливые оценки такие деятели культуры Казахстана, как Абдималык Желдибаев, Ауесхан Келгенбаев, Ахметжан Косаков и другие его коллеги и современники.
Кроме того, о брате была издана книга «Озаренный талантом», написанная автором этих строк, доцентом, кандидатом филологических наук Казахского национального университета имени аль-Фараби. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей статью «Сияние его жизни», опубликованную в этой книге.
Ермекбай Кулажанов… Когда произносишь его имя, перед глазами встает его прекрасное, доброе лицо, его бравый и статный облик, его звонкий смех, его размашистая походка, его льющийся напев, его осанка, подобная ханскому сыну. «Дорогой мой братец, мой артист…» — тяжелая тоска сжимает сердце.
В жизни, помимо суетных расчетов и шепчущих сплетен, бредущих в стороне от скверны и озаряющих все вокруг себя, бывают особенные люди. Сегодня, вспоминая моего брата, я плачу, тоскуя по этой его черте. Сегодня, оглядываясь с высоты достигнутого времени, я понимаю прежде всего одно: Ермекбай был человеком чистого искусства. Это был талант, чьи крылья не успели расправиться, чье время углубить, познать себя и проявить себя было прервано безвременной кончиной; это был нераскрывшийся родник, непризнанное дарование. Данные ему от природы статная и богатырская внешность, особенный голос, сценический, актерский дар, душа и характер, присущие человеку искусства, — все, все говорило об этом.
Путь таланта всегда труден. Действительно, чтобы твоя слава распространилась далеко, необязательно работать в театре для подростков и детей имени М. Ауэзова или имени Г. Мусрепова, или быть «Народным артистом». Мой брат, на мой взгляд, был счастливым актером, имевшим за свою короткую жизнь свой театр, своего зрителя, он был звездой сцены, у которого до сих пор есть последователи, неуловимым виртуозом сценического искусства в районных и сельских театрах. Порой тоскуешь по тому образу, когда в те ранние годы мой брат, принимая благодарности районной и сельской публики, словно ласточка культуры и искусства, объезжал аул за аулом, неустанно показывая свое искусство, и тех пылких и талантливых молодых людей, что окружали его.
Посвятивший самую содержательную часть своей жизни театру, брат пришел в сценическую жизнь в семидесятые годы через роли в народном театре имени Жамбыла. Здесь, в народном театре, основателем которого в свое время был Омарсеит Биримбетов, он учился у талантливого режиссера и выделялся своим дарованием в больших и малых ролях. До сих пор находятся те, кто помнит роли, сыгранные Ермекбаем Кулажановым в этом театре.
В своей первой творческой обители брат не уставал учиться у опытных актеров. В те годы особое влияние на становление его творчества оказал известный республике режиссер Кадыр Жетписбаев.
После этого он вместе с талантливой молодежью (С. Шомаев, Б. Шомаева, Е. Матхаликов и др.) приехал в свой родной аул и взялся за воплощение полученных от учителей и коллег знаний и опыта. Они приложили невероятные усилия, чтобы с нуля построить и возвести нынешний Байдибекский сельский театр. То, что всего за три-четыре года этот театр получил звание «Народный», — большая заслуга моего брата и его тогдашних товарищей.
Тот период, когда творческий талант Ермекбая Кулажанова ярко проявился и особенно раскрылся, — это конец 1970-х годов, когда он пришел режиссером в районный театр в нынешнем селе Толе би. Во время работы в сфере культурно-просветительской деятельности района, когда он объезжал дальние аулы с агитбригадами, он озарял все вокруг своей кристально чистой душой, своим ясным юмором, искренним сердцем и разносторонним искусством, мгновенно покоряя зрителей. В годы работы в районном театре он сам руководил постановкой многих спектаклей, делая их изысканными благодаря своему режиссерскому мастерству. Если в спектакле было восемь-девять ролей, он сначала сам играл их, показывая актерам, таким образом направляя их. Способность к осмыслению у него была острой, порой его можно было назвать «драматургом, который не пишет»… Он мог адаптировать сценарий по мере возможности, сократить и использовать. Но все получалось уместно и на удивление правдиво.
Об этом его коллега, бывший начальник районного отдела культуры Ерик Айткожаев, говорит: «Режиссерский талант, вкус были превосходными. Он тщательно прорабатывал предложенную нами пьесу, многие вещи отбрасывал, не ставя. Ведь возможности сельского театра были ограничены. До сих пор, если мы ставим какой-нибудь спектакль, мы сидим и думаем: «Разве Ермекбай не говорил так?»». А Зере Балкожаева вспоминает: «Брат называл меня особенно от всего народа «Зыреке» (мы, конечно, рассмеялись). Вместе с братом мы потеряли нашего большого друга, наш театр потерял своего режиссера. Он был настоящим человеком творчества».
В разные годы Ермекбай Кулажанов поставил на сцене такие спектакли, как «Козы-Корпеш — Баян сулу» Г. Мусрепова, «Жаралы гүлдер» С. Жунисова, «Әке тағдыры» кыргызского драматурга, «Тірі екенсің, махаббат!» Кадыра Жетписбаева, «Каракумская трагедия» О. Бодыкова и множество других больших и малых постановок, и во многих из них сам играл главные роли. В конце жизни он подготовил к постановке пьесу сельского писателя А. Калдыбаева «Шаншар атай», но так и не смог вынести ее на сцену. Брат неоднократно становился лауреатом и дипломантом республиканских, областных и районных конкурсов. Сколько у него было ценных наград!
Одним из особых событий в жизни народного театра района стала постановка пьесы С. Жунисова «Жаралы гүлдер», подготовленная режиссером Ермекбаем Кулажановым. Особенно образ старика, сыгранный самим братом в этом спектакле, трагическая правдивость и глубина, потрясающая душу, стали одной из самых удачных ролей в репертуаре районных театров того времени. Это был особый талант брата, заставивший пролить слезы и взволновавший множество сердец на сельских подмостках…
«Мертвый не порадуется, а живой не разбогатеет», — говорят в народе. Через эти краткие воспоминания мы выполняем малую толику нашего священного долга перед духом брата, и от имени его родных и потомков у нас есть к руководству районного отдела культуры, к местным руководителям небольшая просьба. Мы надеемся, что в деле увековечения памяти режиссера, актера Ермекбая Кулажанова, внесшего значительный вклад в культуру района и села за свою короткую, но яркую жизнь, отмеченного своим уникальным жизненным путем, будут приняты соответствующие меры по силам и возможностям.
Теперь же я оставляю слово его коллегам и друзьям, видевшим брата, и многочисленным зрителям, в свое время наслаждавшимся его искусством…
Ляйля ЖУМАТАЙКЫЗЫ, доцент, кандидат филологических наук Казахского национального
университета имени аль-Фараби.