Информационный портал

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ КАЗАХСТАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для казахского народа, сохранившего кочевой образ жизни, понятие «көш» (перекочевка) всегда было священным. Верность традициям заставляла особо ценить красоту и торжественность перекочевки. А человека, возглавлявшего этот көш, называли «көшбасшы» (предводитель). Во главу көша ставили не каждого, а выбирали личность с благородной сущностью, особым складом ума, выдающимися способностями, живым сознанием и богатым опытом.
Көш – это путь большой группы людей, устремленной к определенной цели. В современном обществе, стремящемся к развитию и не отстающему от инноваций в меняющемся мире, во главе этого великого «көша» стоит сфера образования. Не будет преувеличением сказать, что личность, ведущая этот көш, – это человек, склонный к росту, развивший себя во всех отношениях, с высоким сознанием, передовым мышлением и патриотичным настроем.
Поскольку наш национальный код пульсирует в наших корнях, мы, глубоко проникая в прошлую историю, не отрываясь от своей основы в новую эпоху, возрождаем наши ценности на современном уровне. Ярким доказательством тому является то, что мы вводим в государственный оборот слова «көш» и «көшбасшы», веками существовавшие с нами, и уделяем внимание развитию каждой отрасли.
Проект «1000 лидеров изменений в образовании», реализуемый по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева, проводящего взвешенную политику, – это не временная инициатива, а стратегический курс, направленный на будущее Казахстана. Этот проект, открывающий путь повышению профессионального потенциала педагогов и руководителей, вносящих вклад в продвижение сферы образования, формированию нового поколения лидеров и обновлению образования, уже приносит плоды.
Стратегический проект «1000 лидеров изменений в образовании», основанный на передовом международном опыте и направленный на формирование нового поколения руководителей в нашей стране, реализуется уже в третий раз подряд. Вызывает гордость тот факт, что в числе лидеров, прошедших пять этапов отбора – тестирование, обучение, стажировка, итоговая оценка и собеседование, – оказались 6 граждан нашего района.
Когда проект был впервые реализован в 2023 году, 2 человека, получившие категорию руководителя-лидера, сегодня являются квалифицированными руководителями организации двуязычного образования в нашем районе. Это директор средней школы имени М. Ауэзова Дархан Рахымбердиулы Татибеков и директор средней школы имени А.С. Макаренко Асхат Асанбекулы Тунгатаров. В 2024 году сертификат «1000 лидеров изменений в образовании» получила нынешний директор средней школы имени Жамбыла Индира Жаксыгулкызы Диханбаева, набрав высшие 13,5 баллов и доказав свою состоятельность со всех сторон. Примечательно, что все 3 молодых директора были назначены на должность директора без конкурсных процедур на вакантную должность первого руководителя в образовательных организациях благодаря эффективному проекту.
Если в целом по Шускому району насчитывается 6 выпускников этого проекта, то в этом году 3 лидера – заместитель директора по учебной работе средней школы имени Абая Асель Нурланкызы Куралбаева, заместитель директора по воспитательной работе средней школы имени М.Х. Дулати Айганым Аскаркызы Булантаева и заместитель директора по учебной работе основной школы Жиенбет Гаухар Мырзабеккызы Толисбаева – получили сертификаты и были включены в кадровый резерв.
В сегодняшней статье мы сочли уместным поделиться мнениями наших лидеров, которые, насытившись гранями пилотного проекта, прошли через трудности каждого этапа и переняли суть передового опыта.
Дархан Рахымбердиулы: «В 2023 году по инициативе Главы государства Касым-Жомарта Токаева и при поддержке тогдашнего министра просвещения Гани Бейсембаева начала реализовываться система отбора и подготовки лидеров изменений в сфере образования по образцу молодежного кадрового резерва. Тогда этот проект был неизвестен многим. В источниках информации высказывались различные мнения об этом амбициозном проекте, мы и сами не до конца понимали. В январе 2023 года я был заместителем директора по учебной работе в средней школе имени М. Ауэзова. Однажды в чат WhatsApp заместителей по учебной работе пришла ссылка. По ссылке мы зарегистрировались.
На начальном этапе более 8000 граждан проявили интерес к проекту и зарегистрировались. Через отбор специальной базы из них было отобрано более 5000 человек, допущенных к тестированию. Мы, зарегистрировавшиеся в январе, 14 мая поехали в интеллектуальную школу имени Назарбаева в Таразе для прохождения тестирования. От нашего района тогда мы поехали вдвоем с заместителем по учебной работе средней школы имени аль-Фараби Асхатом Асанбекулы. Тест проводился по четырем направлениям: математическая грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность и психологический аспект. Из 5000 тысяч человек, участвовавших в тесте, было отобрано около 500, которые были направлены на курсы по регионам. Нас направили в город Алматы. Сам курс также проводился поэтапно. На курсе, проходившем на базе Центра педагогического мастерства (ЦПМ), нашими тренерами были Берик Куттыбайулы Асубаев и Айман Биахметкызы Бипажанова.
В рамках проекта была разработана специальная программа курса «Лидеры изменений: новый взгляд на управление современной школой». Она была организована на трех уровнях. На первом базовом уровне преподаются основы лидерства. Здесь рассматривались такие новые темы, как тренды образования XXI века, психология лидерства педагога, ценностно-ориентированное образование, первые шаги управления школой в условиях изменений. На продвинутом уровне углубленно изучается управленческий опыт, а профессиональный уровень направлен на формирование у будущего руководителя навыков стратегического мышления. На этом этапе преподаются стратегическое планирование организации, финансовая грамотность и риск-менеджмент, формирование и развитие культуры школы, эффективная коммуникация и установление связей с общественностью.
В программе теория и практика сочетались, слушатели осваивали новую модель лидерства через решение реальных кейсов. По итогам этапа отбора количество участников, изначально зарегистрированных на каждом уровне, сокращалось, отбирались действительно сильнейшие. Это – яркий показатель высокого профессионального потенциала педагогов. Важным этапом для нас стало собеседование. Здесь перед участниками, отточившими свои знания и лидерские качества, стояла задача повысить престиж не только области, но и системы образования нашей страны. Участникам, прошедшим все этапы и ставшим победителями, выдается сертификат сроком на два года. После этого они получают возможность быть назначенными на вакантную должность директора школ. Благодаря искреннему труду, требовательности и настойчивости мы стали лучшими в этом проекте, и возможность быть назначенными на должность директора школы сегодня вызывает чувство большой уверенности и гордости».
Индира Жаксыгулкызы: «Создание кадрового резерва – широко используемый в мировой практике метод. Он не только обеспечивает преемственность управления, но и сокращает кадровый дефицит, и позволяет подготовить профессионалов, выполняющих стратегические задачи. Главная идея проекта – формирование нового взгляда на управление современной школой.
Сегодня конкурентоспособность образовательных организаций зависит не столько от материальной базы или программ, а в первую очередь, от лидера, который управляет этой организацией. Руководитель, обладающий инновационным мышлением, умеющий создать команду, смело внедряющий изменения, освоивший современные технологии и способный вселить уверенность в учителей и учеников, – гарантия успеха школы.
«1000 лидеров изменений в образовании» – национальная инициатива, которая придает новый импульс сфере образования нашей страны. Этот проект направлен не только на повышение статуса учителя, но и на повышение престижа образовательных организаций, формирование новой управленческой культуры. Будущее любой страны – в руках образованного поколения. А их воспитание – цель и задача истинных учителей-лидеров. Этот проект – яркое проявление доверия к учителям и открытия новых возможностей. Движущей силой изменений в образовании станет эта тысяча лидеров».
Это мнение, рожденное от впечатлений молодых директоров, которые благодаря проекту были назначены на должность первого руководителя образовательной организации и решили применять накопленный практический опыт в своей работе.
Мы уверены, что недавно получившие сертификаты резервисты Асель Нурланкызы, Айганым Аскаркызы и Гаухар Мырзабеккызы в ближайшее время будут назначены на руководящую должность в одну из образовательных организаций и посвятят свою молодую энергию и знания будущему страны.
Наш народ во все времена возлагал большие надежды на молодежь как на начало доброго дела и вручал ключ от будущего в руки молодежи. Батыр Алаша Магжан Жумабаев сказал: «Я верю в молодежь, могучую, как лев, сильную, как барс, с крыльями, как у орла», – твердо указав, что основа новаторства и честности – молодежь. Пожелаем, чтобы ряды наших молодых лидеров, берущих эти слова за девиз, чьи цели и стремления совпадают с интересами страны и кто стремится развивать сферу образования, умножались!
Айганым АСКАРБЕК.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.