ПАРАДОКС ПОПУЛЯРНОСТИ
Сегодня популярные артисты, актеры и хит-певцы, кажется, сменили вектор. Вместо того чтобы пропагандировать науку, образование и местные инновации, они устремились к заработку на рекламе иностранных лекарств и товаров. Мы стали свидетелями того, как наши артисты, не сходя с экранов «ТикТока», «Инстаграма» и «Фейсбука», рекламируют то одно чудо-средство, то продукты чужих стран, увлекаясь этой погоней.
Рекламируя различные товары и бытовую технику из Китая, России, Кореи и других стран, они вкладывают весь свой талант в зазывные призывы: «Нужно – бесплатно привезем до порога. Сегодня скидка 30-50%. Поторопитесь, а то опоздаете!». Особенно тревожной выглядит реклама лекарств. Ей нет предела: от средств, «превращающих старуху в девушку» до снадобий, «делающих из старика парня». Уверения вроде «Не тратьте время на поход к врачу! Выпейте это средство – и вы сразу же почувствуете себя здоровым и полным сил!» заставляют всерьез задуматься.
Молодые артисты и певцы с убедительным видом рассказывают, как они сами излечились от недуга, а следующий артист тут же расхваливает силу лекарства в своих руках. Кто знает, прошли ли эти препараты, рекламируемые как полезные для организма, специальное медицинское испытание? Больно смотреть, как уважаемые в народе артисты и актеры рекламируют различные средства, связанные с интимной жизнью.
Кроме того, похоже, что социальные сети захватили организаторы лотерей и рекламодатели. В последнее время даже те, кто называет себя «общественными деятелями» или «учеными», стали подключаться к рекламе. Мы часто видим в рекламе и знаменитых ученых, деятелей, спортсменов.
Ловкачи, эффективно использующие соцсети и рекламу в корыстных целях, превратили их в инструмент для продажи своих товаров или розыгрышей квартир и машин через лотереи. Наивные казахи, мечтающие разбогатеть без труда через игру, покупают не один, а несколько билетов в надежде на удачу, попадая в паутину соцсетей и обманывая самих себя.
Меня заставляет задуматься другое: почему у нас, казахов, нет желания популяризировать наши собственные бытовые, производственные, изобретательские новинки? Почему мы не рекламируем изобретения наших талантливых сограждан: печи, работающие на воде, газ, добываемый из угля, или червей, производящих удобрения из бытовых отходов, и множество других новшеств?
Среди казахской молодежи немало талантливых и образованных людей. Не найдя поддержки своему таланту, уверенные в своих знаниях граждане уезжают за границу. Не уезжая далеко, почему мы не говорим о лекарственных свойствах донника из Мойынкумского района, чья целебная сила во много раз превосходит лечебные свойства индийского, афганского или турецкого чая?
Есть над чем подумать, когда девяностолетний аксакал, выпив разрекламированное иностранное лекарство, говорит: «Все равно с нашим жантаком (верблюжья колючка) не сравнится».
Китайцы, строящие в нашей стране огромные заводы в рамках крупных инвестиционных проектов, удивляются, видя целебные растения нашей степи, тому, что мы, не зная лекарственных свойств любой травы, ищем лекарства извне. Глядя на целебные растения нашей степи, они даже дают совет: «Вам не нужно строить рудодобывающие заводы, вы же страна, которая может разбогатеть, производя лекарства, покоряющие мир».
Возвращаясь к мысли: почему бы не исследовать состав местных природных трав и не открыть производственные площадки по изготовлению лекарственных препаратов на благо народа?
Сырье для научных новинок у нас в достатке. Наших сородичей, которые, поддавшись на уговоры жадных рекламщиков, рекламирующих лекарства из морских водорослей, акульих сердец или экскрементов морских пауков, покупают эти средства и тем самым усугубляют свои болезни, уже достаточно.
Так или иначе, наши доверчивые сородичи, не обращаясь к врачу, с детской верой поддаются рекламной агитации и, похоже, лечатся сами. Не будет преувеличением сказать, что наши братья видят «чудеса» соцсетей больше, чем другие народы. Даже на телеканалах, начав смотреть новости о ежедневных событиях в стране, не понимаешь, что ты увидел и что понял из-за рекламы, встроенной в любой сюжет. Не остается ничего, кроме как удивляться силе рекламы, превращающей получасовой выпуск новостей в хаос.
По данным экспертизы всемирных исследовательских организаций, жители Республики Казахстан находятся в авангарде по использованию социальных сетей. А наименее пользующимися сетями оказались немцы. Но мы порой не признаем, что результаты этого исследования точно определены…
Несипхан КОНЫРБАЕВ.