ЛУЧ НАДЕЖДЫ ДЛЯ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ
Каким бы делом ни занимался наш народ, он всегда опирался на непреходящие истины: «Без прошлого нет настоящего» и «Народ без истории не существует». Из поколения в поколение казахская степь воспитывала своих детей через слово, песню, традиции. Не случайно многие исследователи, оказавшиеся на казахской земле, восхищались особенностями воспитания. Польский революционер А. Янушкевич писал в своих воспоминаниях: «Язык 3–4-летнего казахского ребенка косноязычен, а дети 5–6 лет говорят красноречиво и точно, умеют доносить свою мысль». А великий собиратель музыкального наследия Александр Затаевич отмечал, что при исполнении колыбельной будто бы вся степь начинала петь вместе с матерью. Эти слова — доказательство того, насколько глубоко колыбельная и национальная культура влияли на формирование ребенка.
И действительно, как подчеркивал Бауыржан Момышулы, самым большим его страхом были матери, которые не пели своим детям бесику-жыр. Сегодня, будь то последствия экологических проблем, урбанизации или социальных перемен, мы наблюдаем рост числа детей с нарушениями в развитии. Одним из самых распространённых таких нарушений стал аутизм — диагноз, который ещё несколько десятилетий назад практически не встречался на казахской земле. Если в 40-х годах XX века «синдром Каннера» считался диковинкой, то сегодня статистика свидетельствует о стремительном росте случаев за последние десять лет.
Причины разные, но нередко родители, обсуждая эту тему неофициально, говорят о ранней зависимости детей от смартфонов и мультфильмов на разных языках. Столкнувшись с трудностями в развитии ребёнка, семьи зачастую ищут помощь у специалистов — невропатологов, психологов, логопедов. Но опыт показывает: эффективная реабилитация возможна, только если вся семья активно включается в процесс, осваивая необходимые навыки взаимодействия с особенным ребёнком. Многие родители приобретают специализированные курсы, консультируются с зарубежными экспертами — кто-то из стремления дать ребёнку максимум возможностей, кто-то от отчаяния. Но далеко не всем такие услуги доступны финансово, а иногда не хватает и знаний. Именно поэтому всё больше регионов открывают коррекционно-развивающие центры, призванные помогать детям адаптироваться к миру.
Одним из таких учреждений стал коррекционно-развивающий центр «Тілашар» в городе Шу. Несмотря на то, что работает он пока недолго, его деятельность уже привлекла внимание многих родителей. До открытия центра семьи вынуждены были ездить в другие города, тратить силы, время и значительные средства, стоять в длинных очередях. Появление «Тілашара» стало для них настоящим облегчением, и сегодня здесь получают помощь 36 детей, которые за считанные месяцы показывают заметные изменения: начинают лучше коммуницировать, адаптируются к среде, становятся спокойнее и увереннее.
Руководитель центра Махаббат Сарсенкызы рассказывает о важности своевременной диагностики:
— Нужно внимательно следить за психическим развитием ребёнка в 2–3 года. Он должен уметь сообщить, что хочет на горшок, держать ложку, играть с другими детьми. Но к нам часто приходят дети 5–6 лет, которые не справляются с этими простыми действиями, а многие совсем не говорят. И всё же даже результат за 1–2 месяца радует. Недавно одна мама счастливо сказала, что её ребёнок сам сел на горшок — для нас это огромная победа. Чтобы помогать таким детям, мы постоянно повышаем квалификацию, перенимаем опыт у компетентных специалистов. Мы сотрудничаем с сенсорным терапевтом, дефектологом Гульназ Бейсенбаевой, которая привезла в Казахстан зарубежные методики. Она ученица известного логопеда-дефектолога Шолпан Нурахметовой. Так мы растём и развиваемся.
В рамках работы центра дети с общим недоразвитием речи разделяются на три уровня, и с каждым проводится индивидуальная логопедическая программа. Здесь применяются методы поощрения, установления коммуникации, сенсорной интеграции — всё, что помогает ребёнку сделать шаг к взаимодействию с окружающим миром.
Махаббат Сарсенкызы подчёркивает и важность ранней диагностики:
— Раньше мы ждали, что речь появится сама к 3–4 годам. Но сейчас, когда в жизни детей появились сенсорные телефоны и YouTube, ждать нельзя. Уже с года необходимо наблюдать за пониманием. К 1 году и 7 месяцам понимание должно быть сформировано полностью. Если у ребёнка есть понимание, но нет речи, к логопеду можно приходить уже с 2 лет.
В центре трудятся восемь специалистов: инструкторы по адаптивной физической культуре Айтолкын Келгенбаева и Алмат Адил, специалисты по сенсорной интеграции Индира Жетписбаева и Мерей Оркен, логопеды-дефектологи Эльмира Молдабекова и Риза Келгенбай, арт-терапевты Гулим Тапанова и Молдир Сейдахметова. Их совместная работа позволяет охватить все ключевые направления развития ребёнка.
«Тілашар» работает с 9:00 до 18:00, принимая детей в четыре потока. Каждый ребёнок проводит в центре по два часа, переходя от одного специалиста к другому. При этом внимание уделяется и родителям — им оказывают психологическую поддержку, обучают элементам взаимодействия с ребёнком, помогают не чувствовать себя одинокими в этой борьбе.
На государственном уровне вопрос поддержки детей с особыми потребностями также выходит на новый уровень. Президент Касым-Жомарт Токаев поручил до конца года разработать закон, который системно урегулирует вопросы помощи детям с аутизмом и другими особенностями развития. Центр «Тілашар», работающий сегодня исключительно на собственные силы, не получая поддержки ни по одной программе, стал примером того, как важны такие инициативы.
Если в будущем центр получит государственную поддержку и сможет расширить свою деятельность, это станет не только вкладом в выполнение задач, поставленных Президентом, но и настоящим спасением для десятков семей, ищущих надежду. А пока «Тілашар» остаётся тем самым лучом света, который помогает особенным детям сделать первые шаги навстречу миру — шаги, что порой кажутся маленькими, но на самом деле меняют судьбы.
Балнур ЖЕКСЕНБЕККЫЗЫ.