Информационный портал

Всем трудностям наперекор

К назначенному часу он не пришел, почему-то задерживался. Я забеспокоился: «Что же случилось?». А вскоре зазвонил сотовый телефон.
— Аха, это я, — донесся до слуха голос Мухтара.
— Мухтар батыр, ты где? Почему задерживаешься? Уж не заблудился ли ты случаем?
— Да, так оно и есть. Вроде бы шел по улице Рыскулова, но каким-то образом оказался на улице Жамбыла. Спасибо встречным ребятам, они указали нужное мне направление. Минут через пятнадцать буду у вас.
«Ну,и хорошо», — подумал я, одновременно ругая себя за нетерпеливость. Таким людям все простительно. А Мухтар Алиаскарулы Тазабеков – инвалид первой группы по зрению.
Вскоре мы уже беседовали.
— А где же седло, которое ты собирался сдать в районный музей, — поинтересовался я.
— Так вот же оно, — ответил он, показывая на содержимое сумки, перекинутой на ремне через плечо.
Вдвоем мы направились в музей и вручили экспонат его сотруднице. Мухтар пояснил ей, что это седло еще в конце ХIХ века изготовил его прадед мулла Жолшы. Сотрудница музея выразила благодарность Мухтару за ценный подарок. В ответ тот сказал, что у него дома есть еще деревянный сосуд с мутовкой для взбалтывания кумыса и шубата, которым пользовались в былые времена его отец Алиаскар и мать Акжаркын.
— Только вы его сами, пожалуйста, заберите, — сказал Мухтар.
Многие односельчане знают о щедрости души Мухтара. Именно за это качество его уважают родные и близкие люди.
Родился он в многодетной семье, был долгожданным шестым ребенком после пятерых сестер. К сожалению, с самого рождения у него были проблемы со зрением. Тем не менее, его определили в среднюю школу №308 города Шу. По причине слабого зрения учеба мальчику давалась тяжело.
Старшие сестры не раз водили его к врачам, но вся их помощь ограничивалась советами использовать очки. Ситуация осложнялась тем, что для каждого глаза требовалось разная оптика: для одного глаза минус 7, для другого – минус 9.
Доктора обнадеживали, что со временем зрение восстановится. Однако чуда не случилось. Хуже того, год от года способность подростка видеть ухудшалась. В школе учителя всячески помогали ему осваивать учебную программу. Его посадили за первую парту. Да и сам Мухтар тянулся к знаниям, старался не отстать от одноклассников в освоении учебных предметов.
Тем временем продолжались походы к докторам, все еще теплилась надежда на восстановление зрения.
После окончания средней школы Мухтар поступил в сельскохозяйственный техникум, который располагался в селе Ргайты Кордайского района.
Несмотря на проблемы со зрением, юноша учился хорошо. А после завершения обучения преподаватели посоветовали ему поступить в Алматинский зооветеринарный институт.
Но Мухтар понимал, что далее с учебой у него не получится. По направлению сельхозтехникума он прибыл в родной Шуский район и устроился на работу веттехником в совхоз «Алга». Возможно, он бы вполне успешно работал бы по специальности, если бы не сложности со зрением. Этот дефект все острее давал о себе знать. Пришлось сменить род деятельности.
Он устроился рабочим в локомотивное депо станции Шу. Нормированный рабочий день и условия труда в целом устраивали Мухтара. А вскоре од познакомился с девушкой по имени Клара Ажимхан. Она была родом из Кордая. Молодые люди поженились. Агроном по специальности, Клара многие годы проработала в районном отделе сельского хозяйства.
А Мухтар по-прежнему работал в депо, год от года он совершенствовал свои профессиональные навыки, стал специалистом пятого разряда. Но работать с полной отдачей он не мог: зрение подводило. Это знало и руководство депо. Опытного слесаря направляют на лечение в глазной институт города Алматы.
Квалифицированные медики тщательно обследовали Мухтара и признали его инвалидом второй группы. Пришлось собирать необходимые документы на оформление инвалидности, а заодно и попрощаться с работой в депо.
Но не в его характере сидеть без дела. Мухтар Тазабеков устраивается на работу в Шуский учебно-производственный комбинат Казахского общества слепых. Работал он добросовестно, выполнял все производственные задания, за что неоднократно отмечался Похвальными грамотами и Благодарственными письмами со стороны руководства предприятия. На комбинате Мухтар Алиаскарулы проработал вплоть до выхода на заслуженный отдых.
Но односельчане не могут представить его отдыхающим. Скоро ему уже семьдесят лет исполнится, а он все в делах и заботах. Теперь все больше по домашнему хозяйству. С раннего утра отгонит корову на выпас, в течение дня готовит корм для скота, чистит коровник и место для загона овец, ухаживает за домашней птицей. Зато в доме полный достаток: и мясо свое, и молоко со сметаной, и яйца. Излишки продукции отправляет на реализацию.
Немало жизненных трудностей выпало на долю этого человека. Но он находил в себе силы, и преодолевал их. Страшным испытанием судьбы стала потеря супруги. Клара Ажимханкызы безвременно скончалась в пятьдесят восемь лет от роду. С тех пор прошло четырнадцать лет, но сердце Мухтара Алиаскарулы никак не может смириться с этой потерей. Особенно беспокоит оно по ночам.
Слава Богу, что рядом есть сын Куаныш и невестка Гульжан. Они, как могут, заботятся об отце. Куаныш работает мастером производственного обучения в Шуском колледже №10, Гульжан работает в операционном отделении Шуской районной центральной больницы. А любимая внучка дедушки Адия учится в средней школе имени М. Ауэзова.
Мухтар Алиаскарулы принимает активное участие в деятельности областного общества слепых. Недавно, в канун Дня Республики он в составе группы представителей этого общества побывал в священном городе Туркестане, поклонился памяти великих предков.
М. Тазабеков также принимает активное участие в спортивных мероприятиях, организуемых обществом слепых. Особенно ему нравится играть в шашки. В скором времени он будет защищать честь района по шашкам на областном турнире. Пожелаем ему успеха и бодрости духа.

Ахметжан КосаХов, ветеран-журналист, Заслуженный деятель Казахстана.
Село Толе би.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.