Информационный портал

НЕ РАЗОРИМСЯ ЛИ НА ТОЯХ?

Еще в декабре 2024 года аким области Ербол Карашукеев на брифинге анонсировал планы по открытию отдела «Әдет-Ғұрып» («Обычаи и традиции») в центре «Руханият» имени Шерхана Муртазы. Тогда он призвал: «Бір күндік той үшін, мың жылдық дәстүрді бұзып алмайық» («Не разрушай тысячелетнюю традицию ради одного дня праздника»). Что изменилось с тех пор?
В городе Таразе, по некоторым данным, ежедневно тои празднуют более 25 тысяч человек. Жители Шу также могут лишь приблизительно оценить, сколько свадеб и праздников проходит в переполненных банкетных залах каждую неделю. Создается впечатление, что в последнее время открылся шлюз для чрезмерной расточительности и порой неприемлемого поведения на тоях.
Традиция тоя, призванная быть духовным светочем для народа, наоборот, все чаще приводит к раздорам и обидам между родственниками. Мы видим это воочию. Если задуматься, то постоянно звучат и пишутся размышления об обидах хозяев на тех, кто не пришел, о деньгах, потраченных на пустующие места за столом, о психологическом состоянии хозяина тоя, о выходящих за все рамки расходах и нарушении порядка. Но сколь-нибудь заметных изменений к лучшему не наблюдается.
…Один уважаемый аксакал, перешагнувший семидесятилетний рубеж, поделился: «Я сначала не разрешал детям устраивать той. Но потом, не выдержав их натиска, согласился. Они сами между собой посоветовались, устроили предварительный сый (төсiн сый), разыграли в лотерею автомобиль. Только потом я узнал, что машину они взяли в кредит. Спустя пару месяцев между детьми начались размолвки. Договорившись, они обязались вносить ежемесячные платежи по кредиту на счет среднего сына, но другие мои дети, столкнувшись с бытовыми трудностями и нехваткой средств, не всегда могли вовремя перечислить свою долю. Дальнейшая ситуация предсказуема… Обиды, недовольство…»
Это – лишь один штрих из нашей действительности. И это картина в одной отдельно взятой семье. Сколько молодых семей разрушается из-за расточительства и долгов, порожденных показухой? В эпоху частых тоев множатся и тамады. Культура речи тамад и их манера заставлять участвовать в играх без разбора возраста подчас становится откровенно грубой. Тамады, получающие за четыре-пять часов солидные деньги, с помощью своих безвкусных сценариев превращают той из осмысленного действа в пустое времяпрепровождение. Сценарии «золотой», «серебряной» свадьбы, сундет тоев, тусаукесер, юбилеев 30, 40, 50, 60, 70 лет ничем не отличаются друг от друга. Не сосчитать случаев, когда заставляют танцевать и стариков, и молодежь, пытаясь «развеселить» и «разыграть» гостей неуместными способами.
На другом тое тамада, предоставляя слово одной знакомой, спросил ее: «Вы меня узнаете?» Получив ответ «Нет», он «пошутил»: «А ведь это я открывал Ваше лицо, когда Вы как невеста входили в дом». Вот до какого уровня дошла наша тамада-культура и чувство ответственности.
Неприемлемое поведение тамад, которые заставляют гостей участвовать в неуместных играх и выставляют людей на посмешище, становится все более грубым. Известно, что тои играют важную роль в пропаганде наших обычаев. Но правда и в том, что мы упорно внедряем в торжества чуждые нам обряды других народов, выхолащивая суть казахского тоя. Мы все понимаем, что заставлять родителей молодоженов совать друг другу в рот сладости – не самое гармоничное зрелище, но продолжаем это делать. На одном из тоев мы стали свидетелями того, как молодые парни, сотрудники довольно солидных государственных учреждений нашего района, изображали лошадь, оседлав друг друга. Мы не знали, что и подумать. Что заставляет задуматься, так это то, что молодые люди с высшим образованием подыгрывают тамаде в его неуместных играх, слепо следуя его указаниям. Это говорит о том, что молодежь перенимает чуждые нашему национальному характеру модели поведения.
Что мы выигрываем от этого безумства? Мы дошли до того, что устраиваем той по любой пришедшей в голову причине. Вопрос о том, как остановить это пагубное явление, изматывающее простых людей, волнует многих. Что делать? Неужели меры, применяемые нашими кыргызскими братьями, которые усмиряют несговорчивых через «тәйтке» (общественный суд, совет старейшин), не служат во благо народа?
Поднимать на почетное место людей, перешагнувших пророческий возраст (63 года), въезжать в банкетный зал на лошади, читать Коран и проводить беташар на свадьбе – какой пример такой дикий образ жизни подает будущему поколению, неизвестно. Мы читали в учебниках истории, как в смутные времена народ, стремясь к единству, «усадив на белой кошме, поднимал хана».
Один знакомый парень, работающий в торговле, не скрывал своего удивления нашей традицией тоев: «Если приглашают – идем, ведь соседи казахи». Казахский друг, который уже три года не может достроить маленькую семейную баню во дворе, потому что «руки не доходят из-за тоев». «Меня поражает количество суеверий, которые используются у вас на тоях», – сказал он. Мы вместе с нашим братом-казахом Исой посмеялись, когда он по-чистоказахски произнес: «Жиған–тергендеріңіз тойға шашылсын» («Пусть все, что вы нажили, разлетится на той»). Мы говорим: «Тапқаның тойға шашылсын» («Пусть нажитое тобой разлетится на той»), «Қазақтың тойы бітпесін» («Пусть казахский той не кончается»), но те, кто сетует, что «тоев стало слишком много, мы влезли в долги», – это тоже наши же братья.
«Если мы разрушим тысячелетние традиции народа ради одного дня праздника и каждый будет делать то, что вздумается, ясно, что наши обычаи и традиции исчезнут. Кто поручится, что поведение известных артистов, устраивающих тои даже на день рождения собаки, не станет примером для подражания?»
«У нас нет ни закона, ни механизма, чтобы сказать «тәйт» (хватит) и пресечь такое. Настали времена, когда каждый делает что хочет. Пусть будет здоров мой народ, празднующий той все 12 месяцев в году. Наверное, не зря народ сложил пословицу: «Мың асқанға бір тосқан» («Тысяча перейдет – один остановит»). «Братья, пока время не повернулось вспять, давайте не будем пожинать плоды своего расточительства», – поделился мыслями «Почетный учитель Республики Казахстан», отдавший 45 лет жизни делу образования, Тунгышбек Байкулов.
Мы надеемся, что в его словах и в его жизненном опыте кроется решение этой острой проблемы…
Несипхан КОНЫРБАЕВ.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.