Информационный портал

НАСЛЕДНИК НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

В эти дни общественность нашего района отмечает 85-летний юбилей выдающегося мастера кюя, композитора, кавалера орденов «Құрмет» и «Парасат», автора множества бессмертных произведений Абдимомына Желдибаева.
Когда мы говорим о казахской музыке, невозможно не упомянуть имя Абдимомына Желдибаева. Его музыкальное наследие отображает нашу Независимость. Абдимомын Желдибаев — человек с неиссякаемым талантом, данному ему от природы. Всё его творчество вызывает только восторг.
Кюйши-композитор Абдимомын Желдибаев родился в селе Жамбыл Шуского района. Окончил Алматинскую консерваторию (ныне Казахская национальная консерватория имени Курмангазы) и Жамбылское культурно-просветительское училище. В 1964-1965 годы работал в отделе культуры Шуского района. В 1965-1996 годы организовал и руководил ансамблем «Шу еркесі». Работая в родных краях на культурном поприще, пропагандировал казахское традиционное музыкальное искусство. Широко распространены его произведения, выдержанные в духе традиционного искусства. А. Желдибаев известен как сочинитель и исполнитель кюев — инструментальных пьес, глубоких по содержанию и отточенных по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой.
Кюй — это повесть, заключенная в звуки. Как известно, в казахском музыкальном искусстве существуют шертпе-кюй и токпе-кюй. Абдимомын Желдибаев в совершенстве владеет обоими видами, что является крайне редким явлением. К тому же он считается создателем нового жанра, именуемого кюй-дастан. Это своеобразная увертюра к музыкальному произведению, задающая ритм симфонической поэме.
За многие годы творческой деятельности композитор создал более 70 кюев и песен. В народе широко известны его произведения «Шабыт», «Жетысу сазы», «Көкшолак», «Арман құс», «Ерке сылқым», «Абай арманы», «Жамбыл толғауы», «Тұран елі» и другие. Помимо этого, произведения А.Желдибаева нашли место в репертуаре Казахского академического оркестра народных инструментов. А. Желдибаев является кавалером орденов «Парасат» и «Құрмет».
Стоит отметить, что наибольшую популярность Абдимомыну Желдибаеву принесло музыкальное произведение «Ерке сылқым», вошедшее в Золотой фонд казахской музыкальной культуры. Этот кюй ценится знатоками искусства. Неслучайно в городе Шу воздвигнут памятник, символизирующий образ главной героини кюя – стройной девушки в национальном костюме. Стоит отметить, что данная скульптурная фигура является единственным в Казахстане памятником музыкальному произведению – кюю. По словам самого композитора, это произведение он вынашивал многие годы. И в один прекрасный день родилась чудная мелодия — прекрасный гимн любви и молодости, покоривший сердца истинных ценителей музыкального искусства. Первым его исполнил жамбылский ансамбль «Алатау», а затем он почти сразу же вошел в репертуар солидных оркестров республики.
Творчество А.Желдибаева неразрывно связано с жизнью казахского народа. Известный композитор является носителем неисчерпаемого богатства народного творчества, в котором веками запечатлевалась историческая жизнь казахов.
Абдимомын Желдибаев внес большой вклад в духовно-культурную жизнь не только Шуского района, но и области, и страны. Более полувека своей жизни он посвятил развитию культуры, но, несмотря на свой солидный возраст, композитор продолжает трудиться и удивлять творчеством своих преданных поклонников. Краеугольным камнем творчества А.Желдибаева является то, что в его произведениях отражается любовь к своей родине, они воспитывают патриотизму. И поэтому с полной уверенностью можно сказать, что творчество композитора будет жить в веках.
Настоящими ценителями произведений Абдимомына были сами люди, а исполняли их вся школа и клубные артисты. Таким образом, кюи, рожденные в Шу, раскинули свои крылья по всему Казахстану.
Благодаря современным техническим возможностям мы слышим его напевы со всех сторон — из населенных казахами соседних республик, стран Европы и даже Америки.
Вот уже несколько лет мелодии Абдимомына прочно вошли в репертуар главного оркестра имени Курмангазы нашей страны. А в этом году он записал свои мелодии для столичного оркестра и дал концерт. Несмотря на то, что он жил в селе, его мелодии были широко распространены и высоко ценились, а наряду с завоеванием сердец нашего народа, он также покорил и ценителей традиционного искусства в соседней Киргизии.
Именно поэтому некоторые мелодии Абдимомына стали народными, и он стал настоящим народным композитором. Он не просто композитор, но и один из аксакалов страны, к мнению которого прислушивается большинство.
Судя по названиям более 30 песен в исполнении композитора, видно, что такие многогранные качества и заслуги композитора увеличивают его содержание, совершенно не мешая ему. «Бозжігіт», «Ыдырыс», «Жетысу», «Көкшолақ», «Өмір-дастан», «Толғау», «Самғау», «Шабыт», «Аулие ата», «Төле би толғауы», «Тұран елі» — этот непрерывный список стал особенно расширяться после обретения нашей страной независимости. В эти годы он много работал в песенном жанре («Сулутур», «Байдибеков луг» и др.). Однако эти творения — даже не просто лозунги. Это настоящие произведения, которые глубоко чувствуют Время и Пространство.
В этом секрет того, что мелодии Абдимомына могут проникнуть в сердца миллионов. Однако истинную цену таланту дает только народ. Здесь хотелось бы процитировать мнение композитора, музыковеда Владимира Питерцева:
— Я провел несколько месяцев, записывая одну мелодию для оркестра на даче, а «Төле би толғауы» я записал всего за двадцать дней. Этот кюй действительно впечатляет своей глубиной и масштабностью. Вы расширили жанр казахской песни и обогатили ее содержание. «Төле би толғауы» можно назвать симфонией, состоящей из трех частей. Знаете, я так влюбился в «Ерке сылқым», что научился играть на домбре, чтобы исполнять его самому, — сказал он.
Как писатель хочу пояснить, что это очень высокая оценка творчества Абдимомына. Есть несколько определений и условий для того, чтобы называться классиком. Среди них самое сложное – это не только создать произведение, хорошо воспринимаемое народом, важно и то, чтобы оно было уникальным по форме и содержанию.
По мнению В.Питерцева, Абдимомын Желдибаев расширил форму музыкального искусства и внес в него большие изменения. Он превратил традиционный кюй казахов в сагу, настоящую легенду. С другой стороны, он обогатил содержание казахских мелодий. Например, в упомянутом выше «Төле би толғауы» чувствуется угроза, исходившая от джунгар для нашей страны, волнение и борьба глубоко прочувствовавшего ее Толе би, последующие битвы не на жизнь, а на смерть, и радость победы, все это прослеживается в этом произведении. Размах и содержание-идея «Тұран елі», охватывающей не одну эпоху тюркских народов, говорит о новаторстве А.Желдибаева.
Однако место «Ерке сылқым» среди произведений Абдимомына совершенно иное. Оно останется в вечности! В нем есть великое чувство — любовь, которая свойственна только гуманным людям. Согласно суфизму, любовь имеет две стадии. Первая — это первоначальная любовь. А вторая — любовь безвозмездная. И второе гораздо выше, чем любить телом, любить только душой, то есть своим духом. Пределом этой любви, называемой «Ишк», является любовь к Богу, приближение к Богу своим духом, соединение с Ним. Абекен, желавший установить несуществующее в стране государство любви, посвятил этому двадцать лет своей жизни. Конечно, за это время автор стал мужчиной, вырос, расширил свои знания и отточил свой талант. Его кюй возвысился над любовью между девушкой и юношей и стал типичным образом истинной духовной любви.
Подготовил
Р.ИСКАКОВ.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.