Информационный портал

Об изменениях в социальной сфере в рамках СОЦИАЛЬНОГО КОДЕКСА

Социальный кодекс Республики Казахстан станет основой для построения новой социальной политики, направленной на создание базовых условий для укрепления и развития казахстанской семьи. Принятие Социального кодекса повлечет за собой утрату 17 законов, действующих в настоящее время. Например, если сейчас вопросы социальной защиты лиц с инвалидностью регламентируются 5 законами, то в будущем будет только один Социальный кодекс. Порядок изложения выстроен в соответствии с этапами жизненного пути каждого человека, начиная от рождения и заканчивая выходом на пенсию, с последующим указанием мер, потребность в которых может возникнуть не у каждого (социальные гарантии для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации). Проектом Социального кодекса РК предусмотрен ряд новелл по следующим направлениям:
1. Внедрение Цифровой карты семьи;
2. Новые подходы в сфере обеспечения занятости;
3. Новая миграционная политика;
4. Меры поддержки семей с детьми;
5. Модернизация системы специальных социальных услуг;
6. Повышение пенсионных выплат.
При этом, Социальный кодекс обеспечит сохранение всех социальных гарантий и форм соцподдержки, которые есть сегодня, в том числе обеспечение граждан пенсиями, пособиями и выплатами из Государственного фонда социального страхования (далее – Фонд). Параметры назначения социальных выплат из Фонда в рамках Социального кодекса сохраняются без изменения. Кроме этого, проектом Социального кодекса предусматривается: — расширение охвата обязательным социальным страхованием порядка 30 тыс. индивидуальных помощников, оказывающие услуги по сопровождению лица с инвалидностью первой группы, имеющего затруднение в передвижении. Это означает, что при наступлении социальных рисков, индивидуальный помощник будет иметь право на социальные выплаты из Фонда, обеспечен медицинской помощью в рамках страхового пакета из Фонда социального медицинского страхования, а также при достижении пенсионного возраста — иметь трудовой стаж для базовой пенсии и право на накопительную пенсионную выплату.
Принятие Социального кодекса позволит: создать единый источник знаний граждан о своих социальных правах и обязанностях; вести автоматизированный мониторинг социального благосостояния населения; принять превентивные меры по обеспечению социальных прав и гарантий;оказывать госуслуги в электронном и проактивном формате; повысить социальную защищенность и уровень жизни наших граждан.
Система обязательного социального страхования в стране внедрена с 2005 года, которая предусматривает страхование по 6 видам социальных рисковна случаи утраты трудоспособности, потери кормильца, потери работы, потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка и в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста полутора лет. В этих целях плательщики (работодатели) ежемесячно производят социальные отчисления в размере 3,5% за своих работников в Фонд. При наступлении социального риска участнику системы (за которого уплачены социальные отчисления в Фонд), а в случае его смерти иждивенцам гарантируется предоставление социальной выплаты из Фонда. Это так называемый дополнительный уровень социальной защиты для работающих граждан к базовому социальному обеспечению из республиканского бюджета. В настоящее время система охватывает более 6,8 млн. человек. В 2022 году социальные выплаты получили порядка 1,2 млн. чел. Размер социальных выплат зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления и стажа участия в системе.
1. Социальная выплата по утрате трудоспособности из Фонда назначается дополнительно к выплачиваемому за счет республиканского бюджета государственному социальному пособию по инвалидности. Право на выплату возникает у участника системы обязательного социального страхования со дня установления подразделением МСЭ степени утраты общей трудоспособности от 30% до 100% и на весь ее период независимо от продолжения трудовой деятельности. Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления за последние 2 года, а также от коэффициентов степени утраты трудоспособности, стажа участия в системе и замещения дохода (60% или 0,6).В 2022 году указанную выплату из Фонда получили порядка 5 тыс. человек на сумму порядка 1,2 млрд. тенге, в 1-квартале 2023 года 4,5 тыс.человекна сумму 339 млн.тенге. Средний размер назначенных выплат составил 36320 тенге. С 1 июля 2023 года пособия и выплаты лицам с инвалидностью будут повышены на 14,5%, с учетом ранее проведенного с 1 января т.г. их повышения состоявшимся получателям на 8,5%, рост пособий и выплат в годовом выражении составит 23%. Это коснется порядка 533 тыс. получателей государственных социальных пособий по инвалидности, выплачиваемых из республиканского бюджета и около 92 тыс. получателей социальной выплаты по утрате трудоспособности из Фонда.
2. Социальная выплата на случай потери кормильца из Фонда назначается дополнительно к выплачиваемому за счет республиканского бюджета государственному социальному пособию по потере кормильца.Право на выплату возникает у членов семьи, находящихся на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца со дня его смерти. Выплата осуществляется до достижения иждивенцем возраста 18-лет, а в случае продолжения обучения по очной форме до 23-лет. Размер социальной выплаты зависит от дохода умершего кормильца, с которого производились социальные отчисления за последние 2 года, а также коэффициентов замещения дохода (60% или 0,6), количества иждивенцев и стажа участия в системе. В 2022 году социальную выплату на случай потери кормильца из Фонда получили порядка 2,8 тыс. семей, потерявших кормильца на сумму 948 млн. тенге, в 1-квартале 2023 года 2,7 тыс.семей на сумму 273 млн.тенге. Средний размер назначенных выплат составил 34277 тенге.
С 1 июля 2023 года пособия и выплаты семьям, потерявшим кормильца, будут повышены на 14,5%, с учетом ранее проведенного с 1 января т.г. их повышения состоявшимся получателям на 8,5%, рост пособий и выплат в годовом выражении составит 23%. Это коснется порядка 182 тыс. семей, получающих государственные социальные пособия по потере кормильца, выплачиваемых из республиканского бюджета и около 61 тыс. семей, получающих социальную выплату по потере кормильца из Фонда.
Учитывая, что при наступлении социального риска участник системы обязательного социального страхования, в том числе его семья, в случае его смерти, получает и базовые пособия, и выплаты из Фонда, его социальная защита выше, чем у неработающего.
3. Социальная выплата по потере работы из Фонда назначается участнику системы обязательного социального страхования со дня регистрации в качестве безработного в соответствии с законодательством о занятости населения. Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления за последние 2 года, стажа участия в системе и коэффициента замещения дохода (45% или 0,45). В реализацию Послания Главы государства с 1 января 2023 года увеличен коэффициент замещения дохода с 40% до 45%. В этой связи осуществлен единовременный перерасчет социальной выплаты по потере работы порядка 50 тыс. получателям на 1 января 2023 года, что привело к росту среднего размера выплаты в среднем на 13%. Выплата осуществляется от 1 до 6 месяцев в зависимости от стажа участия в системе.
В 2022 году выплату из Фонда получили порядка 5,5 тыс. чел. на сумму 5,5 млрд. тенге, в 1-квартале 2023 года 3,3 тыс.человек на сумму 408,7 млрд.тенге. Средний размер назначенных выплат составил 41215 тенге.
4. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с беременностью и родами из Фонда назначается с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листе о временной нетрудоспособности. Выплата осуществляется на весь период листа временной нетрудоспособности. Размер единовременной социальной выплаты зависит от дохода, с которого производились социальные отчисления за последние 12 месяцев и количества дней нетрудоспособности. В 2022 году порядка 15,1тыс. получателям осуществлена указанная выплата на сумму порядка 12 млрд млрд. тенге и в 1-квартале 2023 года 4,8 тыс.человек на сумму 4,6 млрд.тенге. Средний размер назначенных выплат составил 1 089 996 тенге.
5. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) из Фонда назначается с даты отпуска работнику, усыновившему (удочерившему) ребенка, указанной в листе о временной нетрудоспособности. Выплата осуществляется на весь период листа временной нетрудоспособности. Размер единовременной социальной выплаты зависит от дохода, с которого производились социальные отчисления за последние 12 месяцев и количества дней нетрудоспособности. В 2022 году 13 получателям осуществлена указанная выплата на сумму 3,9 млн. тенге и в 1-квартале 2023 года 4 чел. на сумму 2,7 млн.тенге. Средний размер назначенных выплат составил 741 815 тенге.
6. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком до полутора лет из Фонда назначается участнику системы обязательного социального страхования, фактически осуществляющему уход за ребенком с даты рождения ребенка.Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления за последние 2 года и коэффициента замещения дохода (40% или 0,4). В 2022 году указанная выплата из Фонда была назначена 42 тыс.человек и в 1-квартале 2023 г. более 21,7 тыс.человек. На указанную выплату в 2022 г. было направлено 10,7 млрд.тенге и в 1-квартале т.г. 3,3 млрд.тенге. Средний размер назначенных выплат составил 59854 тенге. В реализацию Послания Главы государства с 1 января 2023 года увеличен период назначения социальной выплаты по уходу за ребенком с 1 года до 1,5 лет. В этой связи 348 тыс. получателям данной выплаты на 1 января 2023года автоматически был продлен срок назначения выплаты.
Н.Искаков,
директор филиала
АО «Государственного фонда
социального страхования»
по Жамбылской области.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.