Информационный портал

Проблема поливной воды требует решения

В настоящее время проблема поливной воды стоит очень остро. Об этом сообщалось и в прошлом номере нашей газеты. Несвоевременная подача поливной воды, несогласованность действий руководителей организаций и глав крестьянских хозяйств – все это вынуждает аграриев искать все доступные и возможные подходы к решению данной проблемы. Определенные надежды они возлагают и на средства массовой информации, в том числе на редакцию нашей газеты, куда они и обратились за помощью.
Поэтому мы вновь поднимаем на страницах газеты эту животрепещущую тему. Лето в самом разгаре, но многие хозяйства до сих пор не получили поливной воды. Поскольку специалисты профильной отрасли не могут найти решение данной проблемы, мы обратились за советом к человеку, который почти сорок лет проработал в сфере водного хозяйства, был руководителем КГП «Тасоткель», а ныне находится на заслуженном отдыхе. Зовут его Нурхан Нупбайулы Ибраимов. Аксакал сообщил, что он в курсе сложившейся ситуации. Предлагаем вниманию читателей его размышления на актуальную тему.
Водная проблема, в том числе проблема, связанная с поливной водой, всегда была и остается очень важной и насущной. Ведь вода – это источник жизни. Что касается нашего региона, то водоснабжение его земель во многом зависит от Тасоткельского водохранилища. В следующем году исполнится 50 лет со времени сдачи в эксплуатацию этого важного водохозяйственного объекта. История свидетельствует, что строительство водохранилища началось в 1968 году, а закончилось в 1974 году. Все работы были проведены качественно. А выполнила их опытная бригада строителей ПМК-49, которая до этого построила Богенскую плотину близ Шымкента. По проекту срок службы водохранилища был определен в 55 лет. То есть через пятьдесят пять лет водохранилищу требуется капитальный ремонт. Но это не говорит о том, что со времени сдачи объекта в эксплуатацию здесь не проводились ремонтные работы. Они, конечно, проводились, но в формате текущего ремонта. А чем больше срок эксплуатации водохранилища, тем меньше становится объем для хранения воды. Как указано в первоначальном проекте, у объекта нет возможности хранить 620 млн. куб. метров водной массы. Поэтому сейчас ведется работа над новым проектом, который направлен на расширение объема водохранилища до 650 млн. куб. метров. Конечно, я не против этого проекта.
Однако возникает вопрос: а востребован ли для нашего района такой объем воды? Как известно, поливных земель у нас немного. Еще десять лет назад площадь поливных земель в районе составляла 41 тысячу гектаров, а сегодня этот показатель находится на отметке в 34 тысячи га. Во-вторых, несколько лет назад в районе были введены в действие две гидроэлектростанции (ГЭС), которые действуют и сегодня. Теперь, от плотины в сельском округе Жана жол необходимое количество воды можно отправлять и по правому, и по левому каналу. Однако этими работами должны заниматься соответствующие специалисты. В этой связи важно обратить внимание на решение кадрового вопроса. Сегодня требуются от 20 до 30 гидротехников, ответственных за каждый канал, за каждый участок. К сожалению, в нашем районе наблюдается острый дефицит кадров водного хозяйства. Все работы по отпуску и распределению водных потоков должны осуществляться системно. Многие из тех, кто занимался этой работой, сейчас находятся на пенсии. Говорят, жители села сами назначают гидротехником кого-то из числа односельчан, и оплачивают ему за работу как общественнику. При этом не учитывается, имеет ли этот человек соответствующую квалификацию. Понятно, что такой подход не является решением проблемы.
А как у нас определяются объемы воды? Мне думается, что на глазок. Когда я возглавлял КГП «Тасоткельское водохранилище», то прежде всего способствовал тому, чтобы работающие на объекте люди смогли получить соответствующее образование и квалификацию. Сейчас многие из них по причине своего преклонного возраста отошли от дела.
И еще вот о чем хочется сказать. До 2016 года, поскольку КГП «Тасоткельское водохранилище» считалось казенным предприятием, на него не выделялись большие средства из республики. То, что выделялось, с трудом хватало на очистку каналов. Большей частью средства на очистку каналов собирались за счет стоимости отпускаемой хозяйствам воды. А для того, чтобы провести на объекте крупные, масштабные работы, возникла необходимо передать его в республиканское подчинение. Тем самым в 2016 году в соответствии с приказом, поступившим из областного центра, КГП «Тасоткель» было ликвидировано, а его функции были передано в ведение республиканского государственного предприятия «Казсушар». Процесс реформирования совпал со временем моего выхода на заслуженный отдых. В настоящее время в производственном отделении Тасоткельского водохранилища нет необходимой специальной техники, хотя в ней остро нуждаются крестьянские хозяйства. Но никто, кроме них, не обеспокоен данной проблемой. Хотя надо сделать соответствующий запрос в Правительство.
Как известно, на территории района протекают несколько каналов: от села Бельбасар до села Далакайнар, 52-километровый Тасоткельский канал, от Тасоткельской плотины до села Балуан Шолак (38 км), от села Алга до сельского округа Актобе (39 км). Очень важно, чтобы на каждом из этих каналов, на каждом участке находился ответственный специалист-гидротехник.
На водохозяйственных объектах должны работать специалисты-гидрометры. К сожалению, сейчас никто не занимается определением объемов воды. Просто нет нужных специалистов. Понятно, что гидротехник, работающий на общественных началах, никогда не сможет выполнять свои обязанности на профессиональном уровне. Поэтому местные власти должны быть обеспокоены подбором кадров, направлять людей на обучение. Ранее в селе Шамалган Каскеленского района было специальное училище. По-моему, оно и сегодня действует. Чтобы хотя бы частично решить проблему с кадрами, надо туда направлять людей на обучение.
Есть у водной проблемы и еще одна сторона. Это – оплата за потребленную воду. Кто должен ее собирать? Многие сельчане считают, что мираб не имеет права заниматься этим делом. Учет воды должен вести человек, отпускающий эту воду. Это – специалист-гидрометр. Мираб лишь распределяет воду по каналам. А гидрометр ведет учет распределяемой воды, и соответственно учет ее стоимости. Он же и должен собирать деньги и сдавать их в кассу. И тогда все будет правильно, законно.
А чтобы водная проблема не обострялась в поливной сезон, и земледельцы должны заранее определиться по всем вопросам, связанным с поливом. Это касается и составления договора, и порядка оплаты за потребленную воду. В настоящее время все платежи за потребленную воду поступают в республиканское предприятие «Казсушар». Руководству данного предприятия необходимо досконально отработать все вопросы в этом деле.
Не должны быть в стороне и жители населенных пунктов. Они обязаны ежегодно очищать арыки и каналы на своих участках. За коммунальными каналами осуществляет уход коммунальное предприятие республиканского подчинения. На ремонт больших каналов, протекающих по территории города, РГП получает финансовые средства из республиканского бюджета. А на малые каналы такие финансы не выделяются. Раньше многое решалось приложением совместных усилий населения и власти. Сейчас такого нет. Поэтому при составлении договора с земледельцами руководство водохозяйственного объекта должно учитывать их возможности и со своей стороны оказывать содействие с предоставлением необходимой техники для очистки малых каналов. К сожалению, с техникой в районе не все благополучно. Положение осложняется тем, что нет специальной техники. Это обстоятельство сыграет не в нашу пользу при непредвиденной, чрезвычайной ситуации. Поэтому власти должны предпринимать все усилия по содержанию всех каналов в надлежащем состоянии.
В целом, многое в данной проблеме упирается в отсутствие квалифицированных кадров и слабую организаторскую работу. Это надо открыто признать, и добиваться того, чтобы устранить существующие недостатки. Наряду с кадровым вопросом надо кардинально решать вопрос с приобретением специальной техники. Надо постоянно твердить об этом вышестоящему руководству и всеми силами добиваться своего. Проблема очень серьезная, и без кардинальных мер здесь не обойтись, — отметил Нурахан Ибраимов.
Дан запрос на 90 штатных единиц мирабов

Основываясь на мнении Почетного гражданина Шуского района, опытного инженера-гидротехника, умелого в прошлом руководителя Н.Н. Ибраимова, мы адресовали свои вопросы и руководителю производственного отдела Тасоткельского водохранилища Омарову Арсену Адилханулы.
По словам А. Омарова, он занимает эту руководящую должность с 23 мая 2023 года. Проблема нехватки поливной воды не нова, она существует не первый год. Договор между между крестьянскими хозяйствами и предприятием начинается с марта и заканчивается 15 апреля.
— Шестнадцать лет я проработал в районе инженером-гидротехником. По причине несвоевременно проведенных работ по сей день ведется работа по оформлению договора между крестьянскими хозяйствами и водохозяйственным предприятием. Спор возник из-за самоуправства мираба, который действительно не имеет права собирать деньги за воду. Мираба избираем не мы. В качестве работника на общественных началах его кандидатуру утверждает местный акимат, и зарплату он получает не от нас, а из районного центра занятости. В последнее время к нам поступило указание не заключать договор с сельскохозяйственным потребительским кооперативом (СПК). Известно, что такие кооперативы имеются в каждом селе. Они регистрируются в нашем отделении. Подают заявки по объемам необходимой для них воды. В соответствии с этими заявками мы и отпускаем необходимый объем воды. Далее эту воду по аулам распределяет мираб. У нас есть только один специалист по учету отпускаемой воды. Объем воды сначала определяется в большом канале, а затем – в сети. Мираб не занимается измерением объема воды, он лишь ее распределяет. Проблема возникает по причине того, что мираб иногда злоупотребляет своим положением. Одним он отпускает воду без соблюдения очередности, одним недодает потребное количество воды, зато другим отправляет ее сверх нормы. Из-за этого возникают конфликты. Случается, что недовольные по ночам открывают шлюзы. Мы выезжаем на разбирательство. Сообщаем о случившимся сельским акимам. По Шускому району имеется 37 каналов, которые в свою очередь имеют свои ответвления. Мы не можем осуществлять контроль за каждым участком, — говорит Арсен Омаров.
Он также сказал о том, что по причине незавершенности строительных работ на Тасоткельском канале нынче уровень воды не тот, что был ранее.
— К примеру, если раньше ежегодной накапливалось до 620 млн. кубов воды, то нынче этот уровень ниже. Строительные работы проводила самая крупная компания «Тараз курылыс инвест». Но все дело в том, что работы эти проводились в зимнее время. По этой причине их качество оказалось не соответствующим стандартам строительства. В результате мы не смогли довести объем воды до соответствующего уровня. В связи с чем мы отправили письмо в область. Оттуда пришло указание спустить часть воды в реку. Так что теперь строительные работы возобновились. Это тоже одна из причин нехватки поливной воды для земель крестьянских хозяйств, — говорит руководитель отделения.
Если говорить о мирабах, то, как известно, в последние годы по причине нарушения законности работа сельскохозяйственных потребительских кооперативов была остановлена, со стороны производственного отделения Тасоткельского водохранилища штат был не предусмотрен. Этот вопрос был рассмотрен на сессии районного маслихата, где было решено, что мираб будет назначаться через районный центр занятости. По словам отдела водопользования производственного отделения Гали Ибраимова, раньше, когда еще действовали сельскохозяйственные потребительские кооперативы, заключалось максимально до 130 договоров на водопользование. Затем, когда кооперативы были расформированы, договоры стали заключаться с каждым хозяйством в отдельности. Их количество составило 469 единиц. Даже при наличии в штате производственного отделения 29 человек их явно недостаточно для обеспечения каждого хозяйства, каждого участка. Поэтому так именно и решился вопрос с мирабами.
— Сейчас и специалистов-гидротехников, гидрометров мы называем одним словом – мираб. В задачи мираба входит распределение полученной от нас поливной воды между крестьянскими хозяйствами. При этом он не определяет уровень воды. Он всего лишь отпускает воду хозяйствам по установленной очередности. Многие из тех, кто работает в настоящее время мирабом, ранее работали в сельхозкооперативах. По крайней мере такая ситуация сохраняется в текущем году. Мы подали заявку на расширение штата. В следующем году, если в области одобрят нашу заявку, то ситуацию можно исправить. Что касается распределения воды в сельском округе, то этим вопросом напрямую должен заниматься местный акимат. К сожалению, такая работа с их стороны не проводится. Если упомянутые выше строительные работы не завершатся до осени текущего года, то нынешнее положение может повториться. Водохранилище находится в собственности области. Со времени начала строительных работ прошло два года. Поскольку мы являемся хозрасчетным предприятием, нам выгодно выдавать большие объемы воды. Для того, чтобы обеспечить водой 34 тысячи гектаров поливных земель района, в водохранилище должно быть до 472 млн. кубов воды. В текущем году собрано менее 100 млн. кубов. Этого объема хватит всего на полтора месяца, — говорит Г. Ибраимов.
По сообщению руководителя отделения, по Казахстану утвержден единый тариф на воду. От этого тарифа рассчитывается заработная плата работников отделения, не считая мирабов, в него же входят налоги и горюче-смазочные материалы. А вот специальная техника , предназначенная для ремонта, не предусмотрена. Хотя в случае непредвиденных обстоятельств на ликвидацию чрезвычайного происшествия придется обращаться в Байзакский и Кордайский районы, с которыми заключены соответствующие договоры. Очистка всех 94 малых каналов, идущих от большого канала, входит в обязанности производственного отделения Тасоткельского водохранилища. Но поскольку у отделения не было соответствующей техники, 35 каналов были переданы в собственность районного акимата. В предстоящее время и остальные 45 каналов будут переданы в район, сейчас готовится соответствующая документация.
Участились разговоры относительно поливных земель, на которых работают дунгане. Говорят, что, мол, на их земли отпускаются большие объемы воды. В этой связи руководство производственного отделения отвечает, что договор заключен не с теми, кто обрабатывает землю, а с владельцем этой земли. Поэтому подозрительные отношения могут быть между мирабом и земледельцем.
Следует также отметить, что обучать мирабов ни у кого в планах нет. Сейчас их заработная плата составляет 80 тысяч тенге. Понятно, что люди со специальным образованием не пойдут в село на такую зарплату. На следующий год отделение просит довести штат мирабов до 90 единиц. Однако сверху требуют, чтобы на работу принимались люди, имеющие понятие в водном хозяйстве. Но специалистов этого профиля найти трудно. Если в штат добавятся новые единицы, то и спрос с них, конечно, будет. Он будет в непосредственном подчинении руководству отделения. Так что с решением кадрового вопроса на Тасоткельском водохранилище, с предоставлением специалистам автотранспорта, многие проблемы, связанные с водоснабжением могут быть решены. Это подтверждает и руководитель отделения. Мы надеемся, что этот вопрос будет тщательно проработан в вышестоящей инстанции и по нему будет принято правильное решение.

Материал подготовили
Несипхан КОНЫРБАЕВ, Динара Батырхаирова.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.