Во имя чести и славы народа
Знаменитый би Старшего жуза Толе Алибекулы — один из авторов свода законов «Жеті жарғы» – степного кодекса норм и правил казахского обычного права, оратор и правитель. Он выступал за создание единого казахского государства и был в числе тех, кто возглавил борьбу против джунгарского нашествия в период «Великого бедствия» – «Ақтабан шұбырынды».
По воле отца мальчик Толе с пяти лет приступил к обучению. Его образованием занимался специально вызванный для него мулла из Бухары Абушакир. По меркам своего времени, Толе би владел грамотой и искусством вести переговоры на разных языках населения края. С детского возраста он впитал кочевые традиции ораторско-поэтического искусства и ментальность казахского народа. Красноречие его отца Алибека, знание старой грамоты и народных сказаний способствовали раннему взрослению мальчика, его удивительной проницательности и способности справедливо решать возникающие споры между соплеменниками. Уже в пятнадцать лет он обладал широким общественным признанием и получил благословение («бата») знаменитых в то время биев.
В биографии Толе би особое место занимает период его участия совместно с Казыбек бием и Айтеке бием в составе известных семи биев казахской степи в Совете биев при хане Тауке и в составлении свода уложений Тауке хана – «Жеті Жарғы». Это было время его активной законотворческой работы, когда биям фактически удалось обобщить прежний нормативно-правовой опыт Степи, в частности, «Жасау Ізі» – «Яса» Чингисхана, «Қасым ханның қасқа жолы» («Светлый путь Касым хана»), «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана») и выработать общий Степной Кодекс – «Жеті Жарғы» Тауке хана).
Важной вехой в жизни Толе би стали «Годы великого бедствия» – «Ақтабан Шұбырынды» (1723–1727), когда казахи были под угрозой физического уничтожения и порабощения со стороны внешних сил, прежде всего, Джунгарского ханства, Российской и Цинской империй, а также среднеазиатских ханств. В этот период Толе би фактически возглавляет Старший Жуз казахов и делает все, чтобы сохранить в целости население и территорию края. Занимая земли юга Казахстана и большую часть территории современного Узбекистана, племенам Старшего Жуза под руководством Толе би удалось сохранить собственную идентичность и относительную независимость в условиях внешней агрессии. После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса он правил Ташкентом в течение шести лет (1743–1749).
Он успешно разрешал самые сложные споры соплеменников, проявив себя мудрым и справедливым судьей и талантливым знатоком обычного кочевого права, унаследовавшим традиции прошлого. Также Толе би был известен как политик, нацеленным на решение сложнейших проблем с которыми сталкивалась формирующаяся государственность казахов в трудной геополитической обстановке того времени.
Если обратиться к книге академика С. Зиманова «Древний мир права казахов», мы узнаем, что на Толе би, «на его воспитание и становление значительное влияние оказала фамильная традиция, вобравшая мировоззрение и культуру тюрков Великой степи. Его родословная берет начало от достойного потомка легендарного Майкы-би, его достойного потомка Бахтияра би, о котором в народе говорили: «Сөз бастапкетсе–шешен, ел бастапкетсе– көсем» («Начнет говорить – трибун, начнет руководить народом – вождь»).
Время его жизни пришлось на эпоху, насыщенную историческими событиями. В частности, он застал расцвет казахского кочевого государства периода Әз-Тауке хана, который по праву можно назвать Золотым Веком казахской кочевой государственности, когда «птицы гнездились на спинах овец» («Қой үстінде бозторғай жұмыртқалаған кез»). Это была эпоха благоденствия, стабильности и процветания в казахской степи. Данный период жизнедеятельности Толе би ознаменовался его участием вместе с другими известными казахскими биями – Каздауысты Казыбек бием и Айтеке бием, в составлении «Жеті Жарғы» («Семь уложений») хана Тауке. По словам академика Алькея Маргулана, высказанным им в статье, посвященной казахскому своду законов, «Жеті жарғы» включало в себя семь разделов, соответствовавших основным актуальным для кочевников областям права:
• Мүлік заңы (Закон об имуществе)
• Қылмыс заңы (О преступлении)
• Әскери заң (О воинской обязанности)
• Елшілік жоралары (О дипломатии)
• Жұртшылық заңы (О гражданских лицах)
• Жесір дауы (Спор из-за вдовы)
• Құн дауы (Требование компенсации) [6].
Участие в данной работе позволило Толе би стать одним из наиболее авторитетных законодателей и судей Степи своего времени. По мнению ряда исследователей, именно политико-правовое усиление централизованного казахского кочевого государства позволило казахам выстоять в условиях достаточно агрессивного окружения, – воинственного кочевого государства джунгаров, Российской и Цинской империй.
В это время Толе би проявил исключительный талант предводителя не только отдельного рода, но и всего Старшего Жуза, где его слово являлось решающим не только для родного рода-племени, но и всего казахского народа. Он вел судьбоносные переговоры как с Россией и Цинским Китаем, так и Джунгарским ханством и многочисленными князьями среднеазиатских городов. Особенное значение для кочевых казахов имел Ташкент и ряд городов Южного Казахстана вдоль Шелкового Пути, в которых казахи-кочевники вели торговые операции, контролировали караванные пути, и в целом имели стратегические экономические интересы.
Толе би в своих решениях проявлял искреннюю заинтересованность в укреплении стабильности региона, расширения приграничной торговли, что позволяло соотечественникам расширить сферу традиционного кочевого землепользования за счет земледелия и торговли. Известно, что он ратовал за смешанный способ хозяйственной жизни казахов. Он считал перспективным налаживание активных торгово-экономических контактов с такими крупными центрами международной торговли, как рынки России, Ирана, Поднебесной империи.
Известный востоковед К.Ш. Хафизова пишет: «Казахские и среднеазиатские народы являлись мусульманами и с уважением относились к мусульманской культуре, средоточием которой для них были Бухара, Ташкент, Туркестан, Кашгар и Тегеран. Эти города были одновременно крупными торгово-ремесленными и культурными центрами. Толе би придерживался всех мусульманских ритуалов и этикета в отношениях с мусульманскими деятелями. Он также уверенно и свободно вел себя с русскими и цинскими посланцами.
После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса он правил Ташкентом в течение шести лет (1743–1749). Его могила находится в столице нынешней Республики Узбекистан.
Свою жизненную миссию он видел в обеспечении благополучия и мира среди народа, примирении враждующих родственных родов и племен, возвышении силы и достоинства государства, процветании страны и росте благосостояния людей.
Толе би обладал удивительным даром предвидения и способностью выделять выдающихся личностей. Так, он сумел разглядеть в мальчике-пастухе Сабалаке будущего великого хана казахов Абылай хана, которого он всячески поддерживал в процессе становления личности лидера. Не смотря на то, что он обладал властью сопоставимой с ханской, в свою очередь, он достаточно гибко и стратегически мыслил и принимал решения даже в самых сложных политических ситуациях. Примером этого могут служить два исторических факта, когда он поддержал султана Барака, убившего хана Абулхаира, и батыра Койгелды, который участвовал в нападении на русский караван. Эти прецеденты говорят о том, что Толе би приходилось иметь дело с достаточно сложными ситуациями, из которых он выходил с честью не только для себя, но и с выгодой для народа, которому беззаветно служил.
Фигура Толе би занимает особое место в истории казахского народа как выдающегося политического деятеля, законотворца, заложившего политико-правовую основу централизованного кочевого государства, талантливого дипломата и военачальника, всегда заботившегося о единстве, благополучии и процветании казахского народа.
В народе сохранились крылатые слова: «Айтеке би говорит страстно и точно, разрубая (буквально – прим. авт.) Истину, Казыбек би высказывается глубоко, Толе би обращается, обнаружив Истину» («Әйтеке жарып айтады, Қазыбек қазып айтады, Төле тауып айтады»).
Три знаменитых бия Степного края — Толе, Казыбек и Айтеке стали для казахов непреходящим символом единства, их страстные речи овладевали умами потомков, как изречения священных книг… Можно много говорить о славной жизни этих трех великих людей, об их деяниях во имя чести, достоинства и священной славы народа.
Подготовил Р.ХАЙРУЛЛИН.