ПОСВЯЩЕНО ТОЛЕ БИ
В начале прошлого века русский писатель Максим Горький сказал казахским интеллектуалам: «Вы сидите на золотом сундуке». Поэтому не только для нас, но и для других стран очевидно, что коридоры прошлого нашего великого народа сотканы с неизмеримой историей. С древних времен нам рассказывают притчу о том, что будущее нации, не знающей своей истории, безрадостно. В нашей истории еще много неоткрытых страниц. Если мы посмотрим на нашу прошлую историю, сколько наших деятелей сделали все возможное, чтобы спасти нашу страну, сделать наше единство крепким, как каменная крепость, и не дать нашему народу распасться?! Среди них особое место в истории страны занимают наши бии-ораторы, творившие справедливость острым языком и огненными устами. Мы воздерживаемся от утверждений, что он «наш», «происходит от нас», а наш предок – казахский народ – является обычным человеком и общей фигурой для тюркских этносов. Однако общеизвестно, что место, где родился Толе би Алибекулы, находилось в Шуском районе. Он был талантливым сыном, рожденным на земле предков, был верховным бием казахов, и ему было посвящено немало произведений. К примеру, у меня есть симфоническая поэма «Толе би толгауы», посвященная нашему предку, который считался представителем степной аристократии и пожелавший: «Даже если ты заставишь меня споткнуться на коленях, не заставляй меня спотыкаться о язык». В этой суматохе я хотел познакомить следующее поколение с великим сыном Великой Степи.
Стремлением великих биев были мир и единство страны. Они всегда думали о покое народа, и не хотели, чтобы следующее поколение разделилось и сражалось друг с другом. Общеизвестно, что единство — это самое главное, что мобилизует нацию для общих интересов, организует ее, ставит на путь развития. Когда мы думаем о единстве, на ум неизбежно приходит один случай из жизни Толе Би. Однажды, когда он заболел и лежал в постели, у его изголовья сидели Айтеке Би, Казыбек Би , Коки Би, Малик Би, Ержан Би. В этот момент в дом, поздоровавшись, входят трое пожилых людей, аккуратно одетых в красное и зеленое, с висящим на них оружием. Говорят, что у одного из посетителей косящие глаза, другой — черноволосый, а у третьего птичий клюв. Посетители посмотрели на Толе Би и сказали: «Мы трое пришли просить вашего благословения. Будет ли наш народ счастлив в будущем? Что вы скажете своей любимой стране?» — сказал человек с птичьим клювом. Толе Би закашлялся, поднял голову и сказал: «Те, кто разделены на лица, черные, те, кто разделены на кланы, торопятся созидать, а те, кто разделены на предков, остаются пустынными. Казахский народ до сих пор дружелюбен и солидарен друг с другом. Надеюсь, что счастье казахов не останется в голове лысого, в глазах слепого и в дуле ружья».
Нам необходимо систематизировать наследие великого предка и учить молодое поколение на этой основе.
Абдимомын ЖЕЛДИБАЕВ, композитор-кюйшы, Заслуженный деятель культуры РК.