Осторожно мошенники!
В Казахстане неуклонно растет число преступлений, связанных с мошенничеством. За десять лет их число выросло в 2,5 раза. Ущерб от действий преступников в прошлом году составил 242,7 млрд тенге. Из них почти 30 млрд тенге — это прямые потери физических лиц, остальные деньги — потери государства и юридических лиц. Только за 10 месяцев этого года в производстве органов следствия было 40,5 тыс. преступлений, квалифицированных по статье «мошенничество», а сумма ущерба составила 38 млрд тенге.
Вот несколько важных правил, которые помогут не только обезопасить себя от финансовых потерь, но и уберегут от возможного уголовного преследования.
Телефонное мошенничество с использованием документов жертвы
Вам предлагают оформить на себя кредит. Ни в коем случае не соглашайтесь.
Даже если это родственники, друзья или знакомые. Тем более если кредит предлагают взять за вознаграждение. Наверняка, такая услуга окажется для вас фатальной — вы не только окажетесь должны банку или микрофинансовой организации, испортите свою кредитную историю, но легко можете стать соучастником мошеннических действий и получить в биографии судимость. Кредитное учреждение найдет способ забрать свои деньги, а вы останетесь с долгами и испорченной репутацией.
Своевременно обращайтесь в соответствующие органы для замены утерянных документов.
Мошенники находят похожего человека по фото и с его помощью оформляют кредит. Не передавайте свои документы третьим лицам. Завладевшие вашими данными злоумышленники оформляют кредиты в магазинах по продаже техники или онлайн в микрофинансовых организациях. Оспорить их действия можно, но это займет много времени и сил.
Вам звонит человек, представляющийся сотрудником банка. Под предлогом поступившего сигнала о несанкционированной операции по карте просит сообщить реквизиты карты, а также SMS-коды. В создаваемой стрессовой ситуации телефонные мошенники ведут себя достаточно убедительно, не оставляя времени потенциальной жертве для анализа происходящего разговора. Номера телефонов мошенники обычно получают из открытых источников – собирают в социальных сетях, находят в объявлениях.
В таких случаях важно:
Ни при каких обстоятельствах никому и никогда не сообщайте код из SMS-сообщения, он необходим только для осуществления платежей и переводов.
Банк никогда не будет звонить вам первым.
Хорошо продумайте, прежде чем размещать свой номер телефона на общедоступном сайте или в социальных сетях
Входящий номер телефона может совпадать с банковским, это может быть замаскированный звонок с помощью IP-телефонии из-за границы
Обращайте внимание на говор собеседника, чаще всего мошенники работают с территории Восточной Европы
В случае любых подозрений и сомнений прервите разговор и сами перезвоните в банк, из которого якобы поступил звонок по указанному на его официальном сайте телефону.
Звонивший может представиться сотрудником полиции или других силовых структур и запросить ваши персональные данные, в том числе банковские реквизиты. Они могут даже угрожать различными санкциями и уголовным делом, например, «за разглашение тайны следствия». Положите трубку, перезвоните в банк и уведомите их о попытке совершения против вас мошеннических действий
Так же мошенники могут позвонить под видом банковского робота (используя специальные программы). Роботы банков никогда не звонят первыми и не запрашивают конфиденциальную информацию. Немедленно прекратите разговор и сообщите об таком звонке в банк.
По вашему объявлению о продаже квартиры, автомобиля, мебели и другого имущества звонит мошенник и сообщает, что готов внести предоплату на карточку, для чего просит реквизиты карты. После, якобы для подтверждения перевода мошенник также просит код из SMS-сообщения, поступившего на мобильный телефон продавца. Также существует другой вариант, когда мошенник размещает слишком выгодное приложение о продаже какого-то товара. После вашего звонка ему сообщает, что нужна предоплата для бронирования заказа. Получив деньги, мошенник пропадает. Никогда не сообщайте потенциальному покупателю все реквизиты платежной карты, для перевода достаточно 16-значного номера. Если вам делают невероятно выгодное предложение, будьте особо внимательны – вероятней всего это уловка мошенников.
Никому не сообщайте 3-значный код на обратной стороне карты. Не храните PIN-код рядом с картой. Если вы потеряли карту, заблокируйте ее.
Виды
мошенничества
Фишинг – вид интернет-мошенничества, направленный на кражу данных непосредственно у пользователя, используя его невнимательность. Как это может произойти?
Злоумышленники используют клон интернет-магазина или интернет-банкинга. Сайт может быть воссоздан очень точно, однако его адрес в адресной строке будет несколько отличаться – будут присутствовать лишние буквы. Также на сайте будет отсутствовать сертификат безопасности, о которым свидетельствует ссылка, начинающаяся с https. Всегда проверяйте адресную строку и при первых сомнениях не проводите никаких операций на данных сайтах. Страница оплаты должна начинаться с «https», это означает, что ресурс имеет защищенное соединение.
Преступники создают фальшивые аккаунты в социальных сетях и мессенджерах. Действует схема подобная созданию сайта-клона. Клиент ищет службу поддержки банка в социальных сетях для решения какой-то проблемы и попадет к мошенникам, которые также пытаются узнать реквизиты карты. Общайтесь с банком или другой кредитной организации только по официальным каналам, указанным на сайте финансового учреждения.
Электронная рассылка писем. На электронную почту приходит письмо якобы от банка с какой-то убедительной просьбой. К примеру, подтвердить реквизиты платежной карты. Не открывайте вложения электронной почты от незнакомых отправителей. Ни в коем случае не переходите по ссылкам в таком письме и не отправляйте в ответ свои персональные данные и данные своих счетов.
В социальных сетях от имени банка проводят фальшивые опросы, которые обещают крупное вознаграждение за ответы. Для получения оплаты на карту необходимо предоставить ее реквизиты. В случае розыгрыша жертве сообщают о победе, а для выплаты приза необходимо сообщить реквизиты карты. Не сообщайте данные своих карт организаторам розыгрыша. Убедитесь, что страница банка верифицирована соответствующим значком администрацией социальной сети.
Кардинг – это вид мошенничества, при котором злоумышленники, заполучив обманным путем ваши конфиденциальные данные, снимают деньги со счетов без вашего ведома.
Один из способов, который используют мошенники для получения доступа к данным карты, – это взлом серверов интернет-магазина, платежных и расчетных систем. С помощью программ удаленного доступа и различного вредоносного ПО (программного обеспечения) хакеры могут завладеть важной персональной информацией о вас и данными вашей платежной карты.
Как не стать жертвой кардинга?
Используйте антивирусные программы, полученные с официальных источников, которым можно доверять. Чтобы украсть номер вашей банковской карты с помощью вирусного программного обеспечения, мошенники будут использовать различные варианты: скидывать фишинговые ссылки на ваш электронный адрес, присылать SMS-сообщения.
Публичные Wi-Fi сети в таких местах, как аэропорты, отели и рестораны не могут обеспечить достаточный уровень безопасности. Старайтесь избегать их использования.
Своевременно обновляйте программное обеспечение устройства. Обновления повышают уровень его защищенности от взлома.
Чаще меняйте пароли, используйте сложные пароли с разными символами и цифрами. Не используйте один пароль для разных сайтов и приложений. Чем быстрее вы обнаружите взлом, тем выше шанс оперативно отреагировать и снизить негативные последствия мошеннической атаки.
Не переходите по подозрительным ссылкам и не загружайте прикрепленные файлы от неизвестных источников. Вирус может находиться в архиве формата ZIP.
Настройте SMS- или PUSH-уведомления для мобильных банковских приложений, чтобы отслеживать все свои операции.
Подготовил
Р.ХАЙРУЛЛИН.