Информационный портал

СУБЪЕКТИВНЫЙ ОБЪЕКТИВИЗМ

За время работы в районной газете «Шу өңірі»-«Шуская долина» мне посчастливилось поработать со многими представителями старшего поколения журналистов и полиграфистов, которые оказали огромное влияние на взгляды, ценности, идеалы и убеждения их более молодых коллег, в том числе и мои.
Среди них можно выделить Жахана Кожагулова, отличавшегося в работе удивительной скрупулезностью, а также поистине энциклопедическими знаниями в самых разных сферах жизни. Во время перевода его материалов и статей с казахского языка журналисты русского отдела районного газеты часто испытывали настоящие затруднения, так как стиль Жахана Тайжановича был очень сложным и наполненным такими истинно народными жемчужинами словесности, которые просто невозможно дословно выразить по-русски. Поэтому нам часто приходилось переделывать переводы, ибо автор был недоволен тем, что мы недостаточно точно доводим до читателей смысл его материалов.
Еще одним корифеем журналистики, с которым мы даже сидели в одном кабинете, является Умэлс Асатович Шокалаков, который также всю свою жизнь посвятил районной газете. Это был очень плодотворный и деятельный сотрудник, который интересно писал и качественно переводил. Помимо своих профессиональных качеств, Умэлс ага, или как мы его еще называли, дядя Миша стал для нас примером скромности, душевной теплоты и олицетворением мудрости и жизненного опыта. Он всегда был готов по-доброму дать дельный совет, а порой и строго напомнить о том, каким должен быть настоящий профессионал.
С большим теплом я вспоминаю то время, когда нашей редакцией руководил Ахметжан Косахов, который также всю жизнь посвятил делу журналистики, стал известным писателем и поэтом, когда в ней трудились Енлик Буралкиева, Нуржан Кадырбеков, Тампылбай Молдакулов, Евгения Стецюра, Айжан Ауелбекова и многие другие известные в нашем районе и за его пределами коллеги и соратники.
Однако сегодня я хотел бы немного рассказать о своем опыте совместной работы с настоящей легендой нашего района, бессменным фотокорреспондентом газеты «Шу өңірі»-«Шуская долина» Петром Палладиевичем Норкиным.
Мои родители и он были одноклассниками и близкими друзьями, поэтому дядю Петю я помню, наверное, с того момента, как сам стал ощущать себя отдельной личностью. Однако более близкое знакомство с ним состоялось чуть позже, когда в 5-м классе я заинтересовался фотографией, и мама купила мне мой первый в жизни фотоаппарат «Смена-8М». По ее же совету я однажды отправился в редакцию «Шуской долины», которая тогда располагалась на пересечении нынешних улиц Балуана Шолака и Т.Рыскулова, к дяде Пете, чтобы научиться азам фотографии.
Мне многое тогда показалось удивительным и необычным, когда я впервые попал в его рабочий кабинет. На стенах были развешаны портреты, пейзажи и другие фотографии, выполненные в черно-белом варианте, а также множество различных крылатых выражений, касающиеся искусства фотографирования. Из них мне почему-то особенно врезалась в память фраза о том, что «Даже объектив бывает субъективным».
Конечно, к тому моменту я уже знал, что процесс «изготовления» фотографий – это очень сложный и длительный процесс, требующий очень многих знаний и умений. Это сегодня каждый, используя цифровой фотоаппарат или камеру на сотовом телефоне, может запечатлеть тот или иной момент, а потом запросто распечатать фото на принтере. А в то время для того, чтобы получить конечный результат, то есть фотографию на бумаге, нужно было выбрать тип пленки, выставить в соответствии с ее параметрами выдержку, диафрагму, определить уровень и направление освещения при съемке. А затем пленку нужно было самостоятельно проявить и закрепить изображение на негативе при помощи ядовитых химикатов, заправив ее в специальный бачок для проявки. Все эти манипуляции необходимо проводить в полнейшей темноте, иначе пленка будет безвозвратно потеряна, как и все то, что было на ней снято.
Затем начиналось основное «таинство» — печать фотографий. Здесь главным «орудием труда» выступал фотоувеличитель – прибор на штативе, куда вставлялась пленка, который вертикально проецировал при помощи света и системы линз негативное изображение на светочувствительный слой фотобумаги. Надо было видеть, как это делал дядя Петя. Включив фонарь с красным светом (черно-белая фотобумага не реагирует на красный спектр видимого света), он клал лист бумаги под лучи фотоувеличителя, отодвигал на приборе красный светофильтр и начинал что-то шептать и делать какие-то «магические» пассы руками над бумагой. Со стороны все это казалось каким-то колдовством.
На самом деле все оказалось намного прозаичней: шепотом он отсчитывал время засвета, а манипуляциями рук он прикрывал бумагу от излишнего света. А затем начиналось самое интересное. После того, как бумага получала свою порцию света, она помещалась в ванночку с проявителем, где, словно по волшебству, начинало появляться изображение. Здесь также необходимо быть начеку. Если продержишь бумагу в проявителе излишне долго, то фотография получится темной, а не додержишь – получится слишком светлой. После этого изображение фиксировалось при помощи закрепителя, промывалось чистой водой и готовые фотографии сушились посредством другого прибора под названием «глянцеватель».
Для большинства фотографов на этом хлопоты бы закончились. Но Петр Норкин работал, в первую очередь, для газеты. А это означает, что теперь для того, чтобы фотографии были размещены на страницах издания, нужно изготовить на металлических пластинах специальные клише, которые в процессе печати газеты вставлялись в печатный станок.
Мои старшие коллеги рассказывали, что до определенного момента в редакции не было такого станка, который изготавливал бы такие клише. В силу этого Петру Палладиевичу приходилось несколько дней в неделю посвящать поездкам в областной центр, где такой станок был. Впоследствии он был приобретен и для редакции районной газеты, и его работа также показалась мне чем-то удивительным и волшебным. Небольшой по размерам, он чем-то напоминал токарный станок. На специальный вал помещались фотографии на бумаге, прибор их сканировал, а затем на металлической пластине при помощи резца построчно вырезалось изображение в точности повторяющее эти фотографии. Я мог часами наблюдать за этим процессом, а дядя Петя выглядел в моих глазах настоящим волшебником.
Когда я пришел работать в редакцию в 2002 году, здесь уже были компьютеры и использовались различные графические и дизайнерские программы, которые значительно упростили процесс создания газетных полос. Однако фотография еще не перешла на цифровой стандарт, поэтому даже тогда Петру Палладиевичу приходилось фотографировать на пленку и печатать фотографии в фотостудиях.
Первый цифровой фотоаппарат появился у него где-то в середине нулевых годов. Тогда это была очень продвинутая модель, чуть ли не предел совершенства. Сегодня, конечно, параметры той камеры уже не отвечают современным требованиям: матрица в 6 мегапикселей и флэшка старого образца емкостью всего в 1 гигабайт нынче уже никого не прельстят. Однако этот старенький фотоаппарат до сих пор с успехом используется журналистами при освещении жизни района, и непрофессионал вряд ли найдет разницу между снимками, сделанными этой камерой и более совершенными аппаратами.
Удивителен и тот факт, что у Петра Норкина, который пришел работать в издательство аж в 1971 году, в трудовой книжке от редакции стоит только одна запись: о приеме на работу. И это за 44 года! Сегодня этому ветерану печатного дела, обладателю звания «Почетный журналист Казахстана» уже 74 года и он находится на заслуженном отдыхе. Его открытый, радушный характер, его отношение к более молодым коллегам позволяет мне, несмотря на его возраст, смело называть его другом, с которым я могу открыто поделиться своими мыслями и надеяться на помощь и поддержку, если это вдруг потребуется.
В эти дни, когда в нашей стране отмечается День работников средств массовой информации, мы еще раз хотим подчеркнуть роль тех, кто своими делами создавал историю не только родной газеты, но и всего шуского края. И Петр Палладиевич Норкин занимает в ряду таких выдающихся личностей, пожалуй, одно из самых видных и заметных мест. Для многих наших земляков дядя Петя является самым ярким олицетворением районной газеты и, по-моему, это вполне справедливо…
И пусть годы берут свое, пусть седеют головы наших ветеранов, пусть дядя Петя все так же не хочет учиться пользоваться фотошопом, тем не менее, он всегда остается для нас примером самого ответственного отношения к любимому делу, мерилом совершенства в овладении своей профессией и эталоном репортерского мастерства. И я верю, что мы с ним еще не один раз отметим наш профессиональный праздник и вспомним тех своих коллег, кто уже покинул этот мир. А посему здоровья и сил вам, дорогой дядя Петя!
Руслан ИСКАКОВ.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.