Творческие дарования нуждаются в поддержке
В век новых технологий мы все больше отдаляемся от природы. Все меньше обращаем внимание на прекрасные сюжеты реального мира, окружающего нас. И лишь творческие натуры не теряют связи с природой, стараясь воплотить ее проявления в своих произведениях – будь это поэзия, живопись или скульптура.
Наш собеседник Кали Кораласбаев не нуждается в представлении. Замечательный художник, скульптор, он известен своим творчеством не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами. У художника – свой неповторимый почерк, свой стиль, свое видение окружающего мира. Именно этой оригинальностью и притягивает его искусство.
При этом Кали Кораласбаев не замыкается только на своем творчестве. Он умеет делиться секретами творения с молодыми, начинающими художниками. И сегодня у него есть последователи, делающие уверенные шаги на своем творческом пути, и уже заслужившие признание со стороны ценителей искусства. Один из них – Нуржан Сауытбеков – член Союза художников Казахстана, лауреат премии фонда Первого Президента. Добиваются успехов в творческих конкурсах и другие его ученики.
О творчестве самого Кали Кораласбаева сказано немало, поэтому сегодня мы решили поговорить с художником о его последователях, о том, как складываются отношения между Учителем и учениками, как проходит процесс распознания таланта и его поддержки.
— Кали-ага, Вашим творчеством восхищаются ценители искусства не только нашей страны, но и многие зарубежные деятели, знающие толк в искусстве. При этом Вас не одолевает гордыня, Вы остаетесь человеком с открытой душой – простым и доступным. Более того, являетесь наставником для начинающих художников, всячески поддерживаете их, прививаете им творческие навыки. Не обременяет ли это Вас?
– Наверное, надо сразу определиться с некоторыми понятиями. В человеке нельзя развить творческие навыки, если таковых у него нет. А если они есть, то это от Бога. Поэтому правильней будет сказать, что я ищу и нахожу людей, у которых есть эта самая Божья искорка. Дальше, как говорится, дело техники. Кто-то быстро и вполне успешно постигает азы искусства, а кому-то для этого требуются определенное время и большие усилия. Есть такое выражение: «Один процент таланта и девяносто девять процентов труда».
В свое время и мне пришлось пролить немало пота, приложить немало усилий, прежде чем я начал получать удовлетворение от своих работ. Мне повезло, что в начальный период моего творческого становления рядом со мной были такие учителя и наставники, как Кенжебай Дуйсенбаев, Халиолла Ахметжанов, Серик Мубаракулы, Кадыр Каметов и другие известные художники, мастера своего дела, за что я им искренне благодарен. А теперь вот я и сам являюсь учителем для начинающих коллег. За годы работы в качестве директора школы искусств воспитал немало учеников. Сегодня их работы получают достойную оценку на республиканских и международных конкурсах.. Одним из моих учеников является Нуржан Сауытбеков – член Союза художников, лауреат фонда Первого Президента Казахстана. Талантливым скульптором является и Нурлан Конырбаев. В этом же ряду и Еркебулан Нуржау, который в настоящее время уже сам выступает в роли наставника молодых.
Не все художники превращают свое творчество в основную профессию, многие рассматривают его как увлечение, хобби. Они считают, что занятие живописью или скульптурой на профессиональной основе требует больших финансовых затрат. Что скрывать, почти все мои ученики вышли из простых семей, не имеющих солидных доходов. Но благодаря своему таланту, настойчивости и целеустремленной работе, некоторые из них стали обладателями грантов на обучение в вузах. Чтобы сполна проявить свои творческие способности человек должен неустанно трудиться, быть в постоянном творческом поиске. К сожалению, не всем это удается. Были в моей практике молодые люди, которые в силу различных обстоятельств оставляли учебу, творчество, становились не художниками, а малярами.
При обучении учеников основам живописи или скульптуры, я не сразу им выдаю на руки кисти или иные инструменты, необходимые для создания произведения. А прежде всего стараюсь донести до них историю и глубинный смысл того или иного сюжета. А затем добиваюсь, чтобы каждый их штрих, каждый мазок отражал внутреннюю сущность произведения.
— Вы с сожалением отметили, что не все Ваши ученики нашли себя в творчестве. Кто-то ушел, как говорится, из художников в маляры. Что, какие обстоятельства помешали им продолжить творческий путь?
— Не все зависит от учителя. Зачастую на выбор жизненного пути ученика в большей степени влияют его родители. Так было и с теми моими учениками, которые оставили творчество. Родители посчитали их увлечение несерьезным делом и посоветовали обучиться профессии, которая может обеспечить достаток в семье. Их, конечно, трудно переубедить. А сколько молодых дарований на этой почве так и не смогли сполна раскрыть свои творческие способности. Кто знает, может быть, тем самым общество потеряло великого художника.
Хотя, по большому счету, любой художник или скульптор в состоянии обеспечить для себя безбедное существование. Я всегда говорю об этом своим ученикам. Не устает повторять это и моя супруга, моя спутница по творчеству Зауре Ташметкызы. Она тоже способствует развитию творческих способностей молодых художников. Мы работаем, если так выразиться, в едином творческом содружестве. Вместе обсуждаем возможности и способности своих учеников, совместно вырабатываем методику его обучения и раскрытия творческого потенциала. Работа эта не прекращается даже в стенах дома.
Мы поддерживаем тесную связь с родителями учеников. От нас они узнают о творческих способностях и успехах своих детей. Я считаю, что именно родители, в первую очередь должны быть заинтересованы в раскрытии и развитии творческого потенциала своих детей. Ведь успехи детей на творческом поприще – это, прежде всего, их престиж. «Увидишь родник – очисти его», — говорят у нас в народе. Наши дети тоже как родники, их надо направлять в нужное русло. Это нужно и для них, и для всего нашего общества.
— Не каждому дано разбираться в произведениях искусства. Лишь человек одухотворенный, с творческой душой способен по достоинству оценить то или иное творение художника. Скажите, а Ваши произведения всегда получают должную оценку со стороны истинных ценителей искусства? Какие из Ваших произведений получили высокую оценку? Каковы Ваши творческие планы?
— У каждого казаха есть свой национальный код. Почему я об этом говорю? При знакомстве с моими работами люди не ограничиваются лишь визуальным осмотром, они хотят приблизиться к ним, потрогать. Мне кажется это от того, что в каждом камне есть своя энергетика, сохранившаяся, несмотря на прошедшие тысячелетия. Каждый камень хранит в себе голос предков. Не случайно поэтому каждый человек, считающий себя казахом, никогда не пройдет равнодушно мимо балбала или другого каменного изваяния, а непременно, остановится перед ним, как бы желая поговорить с ним. Такую же сакральную силу имеют и скульптуры. Для меня имеет ценность каждое мое произведение. Но я никогда не торговался относительно стоимости той или иной своей работы. Всегда хотел, чтобы мое творчество радовало земляков.
Что касается творческих планов и задумок, то еще с 2010 года я вынашиваю идею о создании галереи в парке имени Малика Жунисалиева в селе Толе би. Конечно, в Шуском регионе и кроме меня есть немало творческих, по-настоящему талантливых людей. И если все-таки откроется галерея, то я готов разместить в ней около ста своих работ.
Кроме того, у меня сохранились работы моих учеников, о которых они, возможно, и не догадываются. Между тем, среди этих работ есть такие, которые, несомненно, стоят того, чтобы на них обратила внимание творческая общественность.
А еще мне хочется собрать все произведения своих учеников и выпустить их отдельным изданием. И чтобы эта книга была на полках всех наших библиотек. Другого счастья и не надо.
Мудрый Абай как-то сказал: «Бывает, скот худеет, но искусству это не грозит». Поэтому нам надо всячески поддерживать своих талантливых людей, всячески распространять и пропагандировать их творения.
Айганым АСКАРБЕК.