ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВА
В связи с этим в Закон «О профилактике правонарушений» вносятся поправки, запрещающие ношение в общественных местах предметов одежды, препятствующих идентификации лица. Цель данной меры – повышение эффективности распознавания граждан и усиление механизмов профилактики правонарушений в целях охраны общественного порядка.
Как показывает практика, сокрытие лица элементами одежды значительно затрудняет идентификацию личности при совершении противоправных действий.
В частности, участники массовых беспорядков или драк, в том числе футбольные болельщики, часто закрывают лица шарфами или масками. Это осложняет их идентификацию даже с помощью современных систем видеонаблюдения.
К примеру, между болельщиками футбольных клубов «Кайрат» и «Актобе», «Астана» и «Женис» происходили случаи, когда с помощью атрибутики они скрывали свою внешность, а затем участвовали в массовых драках, порче памятников, имущества граждан и транспортных средств.
Подобные инциденты также фиксируются во время крупных культурных, спортивных и праздничных мероприятий, где совершаются кражи, акты вандализма или хулиганства.
Особую тревогу вызывает то, что большинство тяжких преступлений – таких как грабежи, разбои, угон автомобилей, распространение наркотиков и незаконный оборот оружия – совершаются лицами, скрывающими свою внешность. Это создает серьезные препятствия для правоохранительных органов в установлении личности преступников и негативно влияет на уровень общественной безопасности.
Принятие данной законодательной нормы позволит: разграничить допустимые и потенциально опасные ситуации; создать правовую основу для оперативного вмешательства; повысить эффективность работы систем видеонаблюдения и распознавания лиц.
Важно отметить, что предлагаемый запрет не распространяется на случаи, когда сокрытие лица обусловлено медицинскими показаниями; предписаниями уполномоченных органов; профессиональной или служебной деятельностью (включая спецодежду и средства защиты).
Кроме того, не подпадают под запрет элементы религиозной одежды, такие как хиджаб, шейла, химар, аль-амира и другие, поскольку они не препятствуют визуальному распознаванию лица.
Данная поправка не направлена на ограничение свободы вероисповедания и была предварительно обсуждена с представителями религиозных объединений, включая Духовное управление мусульман Казахстана.
Рассматриваемые меры ответственности носят преимущественно профилактический характер. Основной акцент делается не на наказании, а на обеспечении безопасности и правовом просвещении граждан.
Ожидается, что общество воспримет данную законодательную норму с пониманием и гражданской ответственностью.
Подобные правовые меры уже реализованы в ряде зарубежных стран, включая соседние государства. Например, аналогичные нормы действуют в Узбекистане и Кыргызстане.
В Европе также введены подобные ограничения: Франция (с 2010 г.) – запрет на закрытие лица в общественных местах; Бельгия (с 2011 г.) – подтвержден Европейским судом в 2017 г.; Нидерланды, Швейцария, Болгария, Австрия, Дания, Германия – аналогичные нормы.
Данная законодательная инициатива носит светский и общественно-правовой характер и направлена исключительно на обеспечение общественной безопасности.
Она не нарушает конституционные гарантии прав и свобод граждан, включая свободу совести и вероисповедания. Запрет касается только тех элементов одежды, которые затрудняют идентификацию личности в общественных местах, и не распространяется на религиозные головные уборы, не закрывающие лицо.
Принятие поправки создаст дополнительные правовые гарантии защиты прав граждан, станет эффективным инструментом профилактики правонарушений, укрепит общественный порядок, снизит уровень преступности, а также повысит доверие к институтам государственной власти.
Батырбек АТАМКУЛОВ, эксперт Центра изучения проблем религии акимата Жамбылской области.