СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ Когда труд и технологии идут по одному пути
Железная дорога — это не просто сеть путей, соединяющих города и регионы. Это пульс, который питает экономику страны, связывает производства, обеспечивает перевозки и создает рабочие места для тысяч граждан. Железнодорожная отрасль — одна из самых важных и стабильных в Казахстане, и ее развитие во многом зависит от профессионализма тех, кто ежедневно трудится на благо страны.
Одним из ключевых предприятий в этой сфере является Шуская механизированная дистанция пути — филиал АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы»». С момента своего основания она внесла весомый вклад в модернизацию железнодорожной инфраструктуры и продолжает уверенно двигаться вперед.
Шуская дистанция была основана решением правления АО «НК «Қазақстан темір жолы»» 30 апреля 2005 года, а уже 17 июля 2006 года начала свою полноценную работу. Несмотря на то, что предприятие было молодым, оно сразу получило в распоряжение 36 высокопроизводительных путевых машин: 17 австрийских, 15 российских и 4 французских — оборудование последнего поколения от таких производителей, как Plasser & Theurer.
Работать на этой технике пришли подготовленные специалисты. В 2006 году сюда были переведены 160 машинистов из Сороковой дистанции, а также приняты 12 новых сотрудников, что в совокупности составило 172 квалифицированных работника.
На сегодняшний день штат Шуской дистанции насчитывает 481 человек. Из них 76 — руководящий состав, 29 — специалисты, 7 — административный персонал, и 474 — производственные работники. Средняя заработная плата составляет 471 тыс. тенге, что отражает стабильность и привлекательность профессии в сфере железнодорожного строительства и обслуживания. Рабочие трудятся вахтовым методом — 15-дневные смены, во время которых они живут в специально оборудованных вагонах с необходимыми бытовыми удобствами.
Сегодня на балансе дистанции находится 65 путевых машин, включая 29 австрийского производства, 18 российского и 18 французского. Среди них машины для выправки пути, очистки и укладки балласта, уплотнения и выравнивания — такие как РМ-80, УНИМАТ, ДУОМАТ, ДГС, ПВР, МФС. Именно благодаря этим мощным агрегатам и квалифицированной работе машинистов, казахстанская железнодорожная сеть выдерживает высокие стандарты скорости и безопасности. Например, скоростной поезд «Talgo», курсирующий по направлению Астана–Алматы, достигает скорости до 140 км/ч — и это стало возможным во многом благодаря качественному содержанию пути.
Шуская дистанция обслуживает самые сложные и протяженные участки железнодорожной сети: на востоке — Семей и Усть-Каменогорск, на западе — Актобе и Атырау, на юге — Кызылорда и Шымкент. В этих регионах выполняется капитальный и текущий ремонт, модернизация полотна и укладка новых участков пути.
Предприятие активно инвестирует в повышение квалификации своего персонала. Так, только за последние три года подготовку и переподготовку прошли сотни машинистов. В 2022 году 43 машиниста прошли обучение, 62 — курсы повышения квалификации. В 2023 году обучены 36 машинистов, 103 — повысили квалификацию. В 2024 году — 29 и 98 соответственно. Учебные программы реализуются в Таразском учебном центре, а также в рамках внутренних курсов.
В своем Послании народу Президент страны особое внимание уделил роли трудового человека. Он отметил: «Я объявляю 2025 год – Годом рабочих профессий. Мы должны пропагандировать в обществе идею ценности труда и настоящего мастерства. Мастера своего дела повышают качество нации… Нет неблагородного труда – любая работа достойна уважения». Эти слова как нельзя лучше отражают деятельность коллектива Шуской дистанции, где простые труженики в тяжелейших условиях — в жару, мороз, метель или ливень — обеспечивают стабильную работу железнодорожной системы страны.
Сегодня Шуская механизированная дистанция пути — это не просто предприятие, это стратегический узел в транспортной системе Казахстана, опора для всей экономики и наглядный пример того, как профессионализм, современные технологии и трудолюбие создают прочную основу для роста. Будущее железнодорожной отрасли во многом зависит от таких предприятий. Благодаря их работе поезда продолжают курсировать по всей стране — безопасно, быстро и надежно.
Динара БАТЫРХАИРОВА.