КАК БОНАПАРТ ЖЕНИЛСЯ
Мы часто повторяем лозунг: «Почитать великих — дело поколений». Однако иногда нас тревожит мысль: а знаем ли мы тех, кого стоит почитать? Сегодня в обществе, не говоря уже о том, чтобы ценить и восхвалять труды наших великих, мы, кажется, даже не узнаем их, не говорим об их жизни, а порой допускаем несправедливые сплетни и клевету. Вот, например, в социальных сетях некоторые невежды распространяют слухи: мол, Сакен, сторонник Алаша, совершил преступление против сорока девушек, Сабит предал алашординцев, а Мукагали, оказывается, был пьяницей. И находятся те, кто верит этим словам. Допустим, пусть так. Но если мы будем копаться в чьей-то личной жизни, распространять сплетни и слухи, то как мы сможем построить нацию? Почему, стремясь к развитию, мы в то же время погружаемся в духовную нищету? Почему, вместо того чтобы вдохновляться творчеством общественных деятелей, героев нации, поэтов, писателей, акынов, композиторов, мы увязаем в пустых разговорах, не стремимся к вершинам, а катимся в пропасть? Недавно мы потеряли Мухтара Магауина, и народ скорбит. Мы также простились с Дулатом Исабековым, и наша страна содрогнулась. При жизни мы не ценили их по достоинству, и теперь, когда они ушли, мы сожалеем, что не смогли поднять их на пьедестал. В деле познания личности мы не сделали и малой доли того, что должны были. Мухтар Магауин, собравший и систематизировавший нашу историю, оставил нам богатое наследие, но мы не можем им воспользоваться в полной мере. Дулат Исабеков, который через свою прозу и драматургию смог передать истинный образ своего времени, для многих остаётся лишь именем, которое упоминают вскользь. Увы…
Возможно, я ещё не созрела для того, чтобы писать полноценные произведения в жанре прозы или поэзии, будь то художественная проза или стихи. Возможно, я и не напишу их вовсе… Но если я что-то прочитала и это глубоко затронуло мою душу, я не удержусь от того, чтобы поделиться своими мыслями. Сегодня я хочу сказать несколько слов о творчестве Дулата Исабекова. Позже я остановлюсь подробнее на Мухтаре Магауине.
Когда я училась на третьем курсе университета, в Алматы, в кинотеатре «Цезарь», состоялась встреча с известным драматургом Дулатом Исабековым. Тогда мы не только увидели его самого, но и посмотрели документальный фильм «Мир Исабекова». Хотя в школе мы читали его произведение «Апке», а в детстве смотрели фильм «Гаухартас» по телевизору, мы не были полностью знакомы с его творчеством. В семидесятые годы студенты зачитывались романом Азильхана Нуршаихова «Годы, богатые любовью», а в наше время популярным среди молодёжи был роман Дулата Исабекова «Каргына». Герои романа — Жасын и Багила — и их чувства были изображены настолько реалистично, что небольшая книга переходила из рук в руки.
После лекций нам часто задавали на дом прочитать одну или несколько книг. Однажды нам поручили прочитать рассказы Дулата Исабекова «Женитьба Бонапарта» и «Талахан-186». Как только занятия закончились, я сразу отправилась в Национальную библиотеку. Поскольку рассказы были небольшими, я прочитала их за один присест. Хотя с момента написания этих произведений прошло полвека, проблемы, поднятые в них, до сих пор не решены, и уровень развития общества остаётся на прежнем месте. Почему тогда говорят: «За пятьдесят лет страна изменится»?
Когда я впервые увидела название рассказа «Женитьба Бонапарта», я подумал, что это история о том, как французский император Наполеон Бонапарт женился в XIX веке. Но всё оказалось иначе. Бонапарт — это обычный казахский парень. Мастерство автора, который смог передать национальную трагедию через юмор, вызывает восхищение. В начале рассказа говорится о том, как казахская культура именования утратила свои корни: люди стали давать детям случайные имена, а затем и вовсе начали заимствовать имена из мировой культуры. В ауле Жидели, где происходит действие рассказа, наряду с именами Испанали и Вьетнамбек, новорождённому мальчику дают имя Бонапарт, что вызывает шок у жителей аула. У отца Бонапарта, Абдиашима, было одиннадцать детей: пять дочерей и шесть сыновей, младшим из которых был Бонапарт. «Если твой сын станет как Бонапарт, ты будешь гордиться?» — шутили местные жители. Эта национальная трагедия не теряет своей актуальности и сегодня. В одном рассказе поднимается не одна, а несколько проблем. Политика советизации казахских аулов того времени не могла не оставить своего следа. Два казахских парня, которые должны были работать, увлеклись выпивкой и начали соревноваться в том, кто больше выпьет.
Из-за большого количества детей или по другим причинам родители Бонапарта забыли сделать ему обрезание. Это всплыло, когда он уже вырос и собрался жениться. Это стало трагедией не только для одной семьи, но и для всего аула. Старейшины аула собрались на совет и решили, что Бонапарта нужно обрезать. Его отвели в отдельную юрту и провели обряд. Именно здесь начинается самое интересное. После обрезания Бонапарт долго не мог оправиться. Несмотря на все старания скрыть это, слухи о том, что Бонапарта обрезали, разлетелись по аулу. Родственники невесты, узнав об этом, решили проверить правдивость слухов и, убедившись, в одну ночь уехали. Маленький аул Жидели оказался опозоренным, и его жители стали винить в этом Абдиашима и его жену. Бонапарт стал позором для всей родни. Его повели к мулле, зарезали белую курицу и чёрного барана, раздали мясо людям, молились святым и даже стреляли из ружья за пределами юрты. Но всё было напрасно. В отчаянии родственники решили обратиться к Кашпировскому. Вся деревня собралась на его сеанс. После сеанса Бонапарт чудесным образом выздоровел. В благодарность он написал Кашпировскому письмо, подписав его: «Ваш поклонник Бонапарт».
Слепая вера в чудеса до сих пор жива среди казахов. Мы всё ещё верим в шарлатанов и гуру, которые обманывают народ. Дулат Исабеков завершает свой рассказ, построенный на трагикомическом юморе, так: «Через десять дней на внешней стороне оставшейся юрты Абдиашима появилась табличка с надписью: „В этом доме с 8 по 28 июля 1989 года был обрезан Бонапарт“. Увидев эту надпись, невозможно было не рассмеяться. Быть казахом — это интересно». Если бы мы не прочитали этот рассказ, то, увидев название «Женитьба Бонапарта», могли бы подумать, что это история о том, как женился французский император. А прочитав рассказ, мы бы поверили, что Наполеон Бонапарт действительно был обрезан в этом доме. Как сказал Дулат Исабеков, быть казахом — это интересно…
Айганым АСКАРБЕК.