Информационный портал

поэт, романтик, патриот

Магжан Жумабаев, биография которого наполнена непростыми испытаниями, — талантливый поэт ХХ века. Он заплатил жизнью за преданность и любовь к Казахстану. В этом году М.Жумабаеву исполнилось 130 лет, и этой связи мы решили немного рассказать о жизненном пути и творчестве этого тонкого лирика и пылкого патриота, оставившего большой след в истории нашей страны.
Магжан Жумабаев (Мағжан Жұмабаев) родился в 1893 году в знатной семье. Его отец, бий Бекен, был волостным управителем из племени атыгай. Мальчик стал третьим ребенком и появился на свет на севере Казахстана, в урочище Сасыккуль Петропавловского уезда. Матерью Магжана была узбечка Гульсум, первая жена Бекена.
Отец позаботился о хорошем образовании сына: вначале мальчик обучался основам наук в отчем доме. Уже с четырех лет он погрузился в мир филологии. Маленький Жумабаев изучал тонкости арабского, персидского и турецкого языков, знакомился с литературой Востока. В 12 лет будущий поэт поступил в петропавловское медресе. Там он освоил среднюю ступень мусульманского образования и поступил в медресе «Галия». К тому времени ему было 17 лет. Для получения высшего образования Жумабаев отправился в Уфу. Там на молодого человека обратил внимание Галимджан Ибрагимов, который в дальнейшем был признан классиком татарской литературы. С его помощью Магжан приступил к литературным опытам.
Кто такой Магжан Жумабаев, революционная казахская интеллигенция узнала, когда вышел его дебютный сборник поэзии «Шолпан». Случилось это через год после окончания Магжаном курса в медресе.
В Омской учительской семинарии, в которой Магжан учился с 1913-го, его талант к литературе отметил академик Григорий Потанин и директор Александр Сидельников. Молодой поэт своей тягой к знаниям и любовью к народу напоминал Чокана Валиханова, поэтому педагоги взяли под свое покровительство: Миржакип Дулатов помогает Жумабаеву выучить русский язык. Казахский поэт знакомится с произведениями русской и европейской классики. В это время происходило формирование эстетических и национальных взглядов юноши. Он стремился служить родине, поэтому обратился к журналистике — писал статьи и публиковал поэзию в газете «Казах». Тогда же набрало силу движение «Алаш», которое объединило национально сознательных представителей казахского народа. Жумабаев стал активным участником общества «Бирлик» и редактором журнала «Балапан». По приказу руководителей «Уш жуз» в 1918 году талантливого поэта арестовывают. Долгие семь месяцев писатель просидел в Омской городской тюрьме. Спасся чудом: карающий меч революции по необъяснимым причинам миловал Магжана. Некоторое время после освобождения он занимается журналистикой, а затем переехал в Ташкент, где с 1922-го преподавал в Казахско-киргизском институте. В это время в печатных изданиях («Шолпан», «Акжол», «Сана») поэт публиковал свои стихи. По приглашению Анатолия Луначарского казахский писатель преподавал в Московском институте востоковедения. Одновременно совершенствовал знания в Литературном институте.
Талант поэта заметил русский поэт-символист Валерий Брюсов. Ему импонировал поиск молодым поэтом собственного литературного почерка. В этот период деятель казахской литературы размышляет о создании творческого объединения национальных поэтов. Рождается программа союза литераторов под названием «Алка». Рядом с ним начали объединяться казахские писатели. Однако объединение разогнали как националистическое.
В конце 1930-х Жумабаев вернулся в Казахстан. Он преподавал в Петропавловске, активно публиковался. Тем временем большевики начали первые преследования творческих людей за пантюркизм и национализм. Против Магжана Жумабаева дело было открыто в 1929 году. Его заключили в Бутырку, а затем сослали в Карелию. Заботилась о поэте вторая супруга — Зулейха Жалтырова. Первая жена погибла во время родов. Зулейха стремилась вернуть любимого мужа из лагерей. Ее трепетную любовь и самоотверженность описал Бакенов в повести «Верность». Женщина передала Максиму Горькому письмо от Магжана, который находился в лагере СЛОН. Уменьшить срок с 10 до 7 лет помогла супруга Горького — Екатерина Пешкова. В 1936 году Жумабаева освободили. Однако на свободе он пробыл чуть меньше года. В декабре 1937-го его вновь арестовали в Алма-Ате, а спустя три месяца расстреляли в застенках НКВД. Имя великого поэта и его творчество вернули народу в 1960 году благодаря стараниям Зулейхи Жумабаевой.
Стихи юного Жумабаева часто сравнивают с образом Есенина: волнистые волосы, пылкий и глубокий взгляд. Что же известно о творческом достоянии Магжана Жумабаева? Поэтическое наследие основателя новой казахской литературы прошло испытание временем и доказало свою художественную ценность. Главные особенности его произведений — тонкое лирическое переживание мира, разноплановость художественных образов. Его творчество оказало могучее влияние на всю казахскую литературу послеабаевского периода. Ранние произведения творца не известны. Еще во время учебы в медресе Жумабаев пишет первые произведения, исполненные лиризма. Это качество творческого почерка Жумабаева проявилось в первом сборнике его стихов «Шолпан» (1912). Главная героиня поэзии этого периода — родная степь, природа Казахстана.
Вот некоторые стихотворения, которые представляют интимную беседу поэта с родным краем: цикл «Весна», «Коктешау», «Соловей», «Береза», «Закат солнца».
Веяния революции 1917 года пробудили в поэте патриотические чувства. Мастер слова ощутил связь с родными краями, указывал на необходимость вернуться к национальным истокам. Жумабаев обращается к героическим страницам национальной истории. В его произведениях оживают Абылай-хан и батыр Баян, Асан Кайгы. Поэт описывает Казахстан как прародину кочевников: в поэме «Батыр Баян» и поэзии «Домбра» Жумабаев создает образ легендарной земли Туран. Автор призывает не забывать о чести и доблести, геройстве — качествах, которые должны проявляться в потомках тюрков. Эту же мысль реализует поэт в стихотворении «Прошлое», где обращается к истории джунгарского порабощения. Жумабаев призывает народ сбросить оковы неволи. Позднее эта тема была продолжена в поэме «Сказка» о султане Сыздыке — сыне Кенесары Касымова. Во времена обучения в Московском литературно-художественном институте Жумабаев обращается к поэтике символизма. Он стремится познать запредельное и выразить суть явлений в символах. Жумабаев заявляет о себе как о непревзойденном лирике, размышляющем о непростой судьбе беззащитной женщины, которую шариат делает бесправным, бессловесным существом, униженным и гонимым даже родными и близкими. Пишет он также и стихи на русском. Поэт-гуманист Магжан Жумабаев не желал видеть людей угнетенными. Он с болью оценивал кровавый революционный путь, пытаясь разглядеть в туманном будущем достойную жизнь казахов. Именно это сделало его творческий вклад таким ценным и важным для развития культуры Казахстана.
К столетию писателя на его родине установили памятник. Многие школы и улицы, а также Высший колледж города Петропавловска сегодня носят имя поэта. Магжан Жумабаев, биография которого напоминание о трагическом периоде уничтожения национальной элиты, — это пример верной и искренней любви к Казахстану и своему народу.

Р.ХАЙРУЛЛИН.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.