Ақпараттық портал

Свидетель истории района

За время работы в районной газете «Шу өңірі»-«Шуская долина» мне посчастливилось поработать со многими представителями старшего поколения журналистов и полиграфистов, которые оказали огромное влияние на взгляды, ценности, идеалы и убеждения их более молодых коллег, в том числе и мои.
Среди них можно выделить Жахана Кожагулова, отличавшегося в работе удивительной скрупулезностью, а также поистине энциклопедическими знаниями в самых разных сферах жизни. Во время перевода его материалов и статей с казахского языка журналисты русского отдела районного газеты часто испытывали настоящие затруднения, так как стиль Жахана Тайжановича был очень сложным и наполненным такими истинно народными жемчужинами словесности, которые просто невозможно дословно выразить по-русски. Поэтому нам часто приходилось переделывать переводы, ибо автор был недоволен тем, что мы недостаточно точно доводим до читателей смысл его материалов.
Еще одним корифеем журналистики, с которым мы даже сидели в одном кабинете, является Умэлс Асатович Шокалаков, который также всю свою жизнь посвятил районной газете. Это был очень плодотворный и деятельный сотрудник, который интересно писал и качественно переводил. Помимо своих профессиональных качеств, Умэлс ага, или как мы его еще называли, дядя Миша, стал для нас примером скромности, душевной теплоты и олицетворением мудрости и жизненного опыта. Он всегда был готов по-доброму дать дельный совет, а порой и строго напомнить о том, каким должен быть настоящий профессионал.
С большим теплом я вспоминаю то время, когда нашей редакцией руководил Ахметжан Косахов, который также всю жизнь посвятил делу журналистики, стал известным писателем и поэтом, когда в ней трудились Енлик Буралкиева, Нуржан Кадырбеков, Тампылбай Молдакулов, Евгения Стецюра, Айжан Ауелбекова и многие другие известные в нашем районе и за его пределами коллеги и соратники.
Особо я хотел бы рассказать о своем опыте совместной работы с настоящей легендой нашего района, бессменным фотокорреспондентом газеты «Шу өңірі»-«Шуская долина» Петром Палладиевичем Норкиным, который, к сожалению, скоропостижно скончался в сентябре прошлого года.
Мои родители и он были одноклассниками и близкими друзьями, поэтому дядю Петю я помню, наверное, с того момента, как сам стал ощущать себя отдельной личностью. Однако более близкое знакомство с ним состоялось чуть позже, когда в 5-м классе я заинтересовался фотографией, и мама купила мне мой первый в жизни фотоаппарат – «Смена-8М». По ее же совету я однажды отправился в редакцию «Шуской долины», которая тогда располагалась на пересечении нынешних улиц Балуана Шолака и Т.Рыскулова, к дяде Пете, чтобы научиться азам фотографии.
Мне многое тогда показалось удивительным и необычным, когда я впервые попал в его рабочий кабинет. На стенах были развешаны портреты, пейзажи и другие фотографии, выполненные в черно-белом варианте, а также множество различных крылатых выражений, касающиеся искусства фотографирования. Из них мне почему-то особенно врезалась в память фраза о том, что «Даже объектив бывает субъективным».
Конечно, к тому моменту я уже знал, что процесс «изготовления» фотографий – это очень сложный и длительный процесс, требующий очень многих знаний и умений. Это сегодня каждый, используя цифровой фотоаппарат или камеру на сотовом телефоне, может запечатлеть тот или иной момент, а потом запросто распечатать фото на принтере. А в то время для того, чтобы получить конечный результат, то есть фотографию на бумаге, нужно было выбрать тип пленки, выставить в соответствии с ее параметрами выдержку, диафрагму, определить уровень и направление освещения при съемке. А затем пленку нужно было самостоятельно проявить и закрепить изображение на негативе при помощи ядовитых химикатов, заправив ее в специальный бачок для проявки. Все эти манипуляции необходимо проводить в полнейшей темноте, иначе пленка будет безвозвратно потеряна, как и все то, что было на ней снято.
Затем начиналось основное «таинство» – печать фотографий. Здесь главным «орудием труда» выступал фотоувеличитель – прибор на штативе, куда вставлялась пленка, который вертикально проецировал при помощи света и системы линз негативное изображение на светочувствительный слой фотобумаги. Надо было видеть, как это делал дядя Петя. Включив фонарь с красным светом (черно-белая фотобумага не реагирует на красный спектр видимого света), он клал лист бумаги под лучи фотоувеличителя, отодвигал на приборе красный светофильтр и начинал что-то шептать и делать какие-то «магические» пассы руками над бумагой. Со стороны все это казалось каким-то колдовством.
На самом деле все оказалось намного прозаичней: шепотом он отсчитывал время засвета, а манипуляциями рук он прикрывал бумагу от излишнего света. А затем начиналось самое интересное. После того, как бумага получала свою порцию света, она помещалась в ванночку с проявителем, где, словно по волшебству, начинало появляться изображение. Здесь также необходимо быть начеку. Если продержишь бумагу в проявителе излишне долго, то фотография получится темной, а не додержишь – получится слишком светлой. После этого изображение фиксировалось при помощи закрепителя, промывалось чистой водой и готовые фотографии сушились посредством другого прибора под названием «глянцеватель».
Для большинства фотографов на этом хлопоты бы закончились. Но Петр Норкин работал, в первую очередь, для газеты. А это означает, что теперь для того, чтобы фотографии были размещены на страницах издания, нужно изготовить на металлических пластинах специальные клише, которые в процессе печати газеты вставлялись в печатный станок.
Мои старшие коллеги рассказывали, что до определенного момента в редакции не было станка, который изготавливал бы такие клише. В силу этого Петру Палладиевичу приходилось несколько дней в неделю посвящать поездкам в областной центр, где такой станок был. Впоследствии он был приобретен и для редакции районной газеты, и его работа также показалась мне чем-то удивительным и волшебным. Небольшой по размерам, он чем-то напоминал токарный станок. На специальный вал помещались фотографии на бумаге, прибор их сканировал, а затем на металлической пластине при помощи резца построчно вырезалось изображение в точности повторяющее эти фотографии. Я мог часами наблюдать за этим процессом, а дядя Петя выглядел в моих глазах настоящим кудесником.
Когда я пришел работать в редакцию в 2002 году, здесь уже были компьютеры и использовались различные графические и дизайнерские программы, которые значительно упростили процесс создания газетных полос. Однако фотография еще не перешла на цифровой стандарт, поэтому даже тогда Петру Палладиевичу приходилось фотографировать на пленку и печатать фотографии в фотостудиях.
Первый цифровой фотоаппарат появился у него где-то в середине нулевых годов. Тогда это была очень продвинутая модель, чуть ли не предел совершенства. Сегодня, конечно, параметры той камеры уже не отвечают современным требованиям: матрица в 6 мегапикселей и флэшка старого образца емкостью всего в 1 гигабайт нынче уже никого не прельстят. Однако этот старенький фотоаппарат до сих пор с успехом используется журналистами при освещении жизни района, и непрофессионал вряд ли найдет разницу между снимками, сделанными этой камерой и более совершенными аппаратами.
Удивителен и тот факт, что у Петра Норкина, который пришел работать в издательство аж в 1971 году, в трудовой книжке от редакции стояла только одна запись: о приеме на работу. И это за 49 лет! Его открытый, радушный характер, его отношение к более молодым коллегам позволял мне, несмотря на его возраст, смело называть его другом, с которым я мог открыто поделиться своими мыслями и надеяться на помощь и поддержку, если бы это вдруг потребовалось. Увы, сегодня этого удивительного человека, легенды Шуского района, с нами больше нет. Но память о нем мы бережно храним в наших сердцах…
Совсем скоро, когда нашей районной газете исполнится 90 лет, мы еще раз хотим подчеркнуть роль тех, кто своими делами создавал историю не только родной газеты, но и всего шуского края. И Петр Палладиевич Норкин занимает в ряду таких выдающихся личностей, пожалуй, одно из самых видных и заметных мест. Для многих наших земляков дядя Петя является самым ярким олицетворением районной газеты и, по-моему, это вполне справедливо…
Сегодня в нашей редакции трудится уже новая генерация молодых и перспективных журналистов, подающих большие надежды и в полной мере овладевших ремеслом репортера. Это главный редактор Ергали Картайган, Айганым Аскарбек, Байжан Емберды, заместитель главного редактора Динара Батырхаирова, за которыми, я думаю, стоит будущее газеты «Шу өңірі»-«Шуская долина». Также хотелось бы отметить терпение, усидчивость и скрупулезность наших операторов компьютерной верстки Светланы Кожамуратовой и Назгуль Байбатшаевой, высокую квалификацию главного бухгалтера Кайсара Мухамеджанова, аккуратность кассира Аллы Турдиевой.
Пользуясь случаем, в день юбилея районной газеты я хочу выразить огромную благодарность всему нашему коллективу за взаимопонимание, сердечность, сплоченность и компетентность, ну и, конечно же, за любовь к нашей непростой, но такой нужной обществу работе.
Сердечно поздравляю всех своих коллег с Днем работников СМИ и от всей души желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия, острого пера и успехов в труде! Я уверен, что впереди нас всех ожидает только хорошее!

Руслан ИСКАКОВ,
заместитель главного
редактора.

Leave A Reply

Your email address will not be published.